войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • Москва и Московская область • художник, представитель галереи

Творческая карьера для CIO: вы ли ИТ-проповедники цифровой эпохи?

Наталья Гарбер, трансформационный сторителлер,
независимый тренер-консультант по инновационному развитию людей и организаций, статья для портала GlobalCIO, 31.05.2019

Всем «Уиллам Тернерам» всех морей Планеты Земля,
осознавшим пиратскую силу своего дарования, посвящается
В 2007 году я интервьюировала футуролога Рольфа Йенсена, всемирно известного фразой «В 21 веке мы будем торговать историями, а не продуктами и услугами» из его бестселлера «Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению изменит бизнес». Сейчас уже понятно, что прогнозы Рольфа сбылись. В этих условиях задача ИТ-директора — стать уникальным ИТ-проповедником, чье живое слово, подкрепленное цифровым делом, изменяет мир.
Именно изменить мир обещают и могут глобальные лидеры, начиная с Google, Microsoft и Amazon. И именно data storytelling’ом сегодня мы выражаем себя, обмениваемся опытом и доказываем свою ценность миру, начиная с возлюбленных и заканчивая работодателями. Традиционно ИТ-директора наименее красноречивы изо всего совета директоров. Меж тем с момента объявления в стране и мире цифровой экономики, ИТ из сервисной службы стала ведущей, и ваши карьерные шансы резко изменились. Не пора ли и вправду апгрейдить позицию ИТ-директора навыками продающего сторителлеринга, уважаемые CIO?

Что делает CIO настоящим Global CIO?
Работодатели и кадровики уже исследовали этот вопрос и вот ответ. ИТ-директор, которого с руками оторвут компании, в которых вам хочется работать, это:
Цифровой и командный гений: харизматичный и преданный менеджер со стратегическим мышлением, провидящий, как развивать бизнес через цифровые технологии. Проекты его команды должны переигрывать по эффективности, красоте и безопасности все то, что могут дать внешние ИТ-провайдеры.
Источник мегаприбыли и экономии: отличает тренд от хайпа, своевременно видит и экономно обеспечивает уникальные конкурентные технологические преимущества, внедряет прорывные решения и минимизирует издержки бизнеса средствами умной и своевременной цифровизации.
Футуролог, продажник, политик: предсказывает, какие ИТ-инструменты понадобятся завтра всем остальным директорам и клиентам, умеет оптимизировать цифрой совместные решения и вдохновляюще «продавать» их коллегам, руководству и клиентам на понятном для них языке.
Мужчина мечты: win-win специалист по непрерывным изменениям, склонный к постоянному апгрейду своего мышления и консервативному управлению рисками компании, гибкий менеджер талантов и гений коммуникации со сложными клиентами, терпеливый как Будда и надежный как Суворов, системный как Гейтс и креативный как Леонардо…
В общем, идеальный CIO для компании — это оцифрованный с ног до головы предприниматель, продажник и политик, а также генерал, поэт и немножко бог: «Юрий Гагарин цифровой эпохи». Узнаете в этом портрете себя или?.. Не совсем?.. Да никто не идеален! Идеалы нужны, чтобы постоянно расти над собой — это я и предлагаю, как тренер по творческой карьере и лидерству с 30 годами опыта работы с лидерами и компаниями-инноваторами, преимущественно из ИТ-сферы.

ИТ-проповедник: творческий подход
Профессию «ИТ-проповедник» спрогнозировало Агентство стратегических инициатив в 2014 году как специальность по просвещению масс в сфере цифры. Однако по мере упрощения интерфейсов до доступности младенцам и роста сложности человеко-цифровой, общественно-культурной и политэкономической реальности возник запрос на CIO с глобальным мышлением, гармонично сочетающего в себе гуманитарные и технологические компетенции, и Google начал нанимать гуманитариев. Поэтому давайте рассмотрим стратегии апгрейда ИТ-директоров по всем направлениям их оценки.
Цифровой и командный гений — это креативный и дисциплинированный стратег. Сегодня все бизнесы хотят нанять сверхприбыльных и командных digital-гениев (хотя это оксюморон, ибо гении всегда уникальны и «выпадают» из любых сообществ), поэтому Брин и Пейдж и позволяют своим сотрудникам 20% рабочего времени творить за корпсчет что угодно, чтобы решение, выбранное ИТ-стратегом из этого командного творчества, окупилось для компании сторицей.
Источник мегаприбыли и экономии — это дата маркетолог, вынимающий из цифрового описания реальности вдохновляющую и доказательную систему возможностей для развития бизнеса. Сегодня общественное мнение склоняется к тому, что маркетологи, рулившие бизнесом в доцифровую эпоху, в цифровую оказались ненадежны и поверхностны. А вот ИТшники, как показывает анализ данных, — глубоки и всеобъемлющи. И уставший от нестабильности и фейков мир ждет высказываний от «железных» людей, достойных человеческого доверия.
Футуролог, продажник, политик — это ИТ-проповедник, сверхприбыльный инновационный «Стив Джобс», способный сказать людям «Оставайтесь голодными, оставайтесь глупыми» так, что они это «купят». В 21 веке пора сменить storytelling and storydoing маркетинговых нейроманипуляций на ответственный data storytelling ИТ-директоров новой формации. Этот гуманитарный апгрейд технического гения и есть творческая карьера для CIO, делающая его мужчиной мечты и «Гагариным» для всех работодателей, коллег и девушек нашей цифровой эпохи.
Зачем все это CIO, которого «и так не плохо кормят» в цифровую эпоху? Затем, что сегодня для этой позиции полтора года работы на одном месте считается мало, три - прекрасно, а пять лет стабильной карьеры делают вас стратегическим кадровым ресурсом, которому надо дать акции, расширить полномочия и продвинуть личный бренд. Но чтобы долго и успешно лидировать на одном месте, надо постоянно расти над собой, профессионально и человечески, как того требует современный глобальный рынок.

Что в головах у globalCIO.ru?

В конце этой статьи, опубликованной 27 мая 2019 года, я просила ИТ директоров высказать свое мнение и отрейтинговать готовность осваивать список новых компетенций, которые требует от них рынок. В среду статья имела 220 просмотров и нуль комментариев, поэтому я договорилась с основателем СоДИТ и инициатором globalCIO.ru Борисом Славиным о том, что получу ответы с помощью журналистики данных. Сергей Ананян, глава международной компании Megaputer, занимающейся анализом текстовых данных с помощью своего продукта PolyAnalyst, любезно согласился провести анализ высказываний участников сообщества, - и отобрал 813 статей, 356 из которых написали ИТ-директора/члены CIO community, а остальные 457 – другие спикеры globalCIO.
Наш с ним анализ ключевых слов и их связанных друг с другом кластеров показал, что ИТ-директора видят мир сквозь российские технологические очки, которые не пропускают внутрь информацию о бизнесе, перспективах и потребностях людей. В общем, они игнорируют сущностную взаимосвязанность и динамику живого и технологического миров. И в цифровой экономике это может их в перспективе погубить.
Главная тема выступлений ИТ-директоров на globalCIO – российские компании, в которых наших CIO волнуют в основном облачные сервисы в контексте мирового рынка. Затем их внимание скользит к информационным системам и искусственному интеллекту, включая программное обеспечение, машинное обучение, а также информационную и кибербезопасность. Намного меньше их волнует, что делать с информационными ресурсами и какую новую систему их анализа использовать. Отдельно в головах ИТ-директоров бродят не связанные друг с другом блоки мыслей о широком распространении мобильных устройств, электронном документообороте и его проблемах с бумажным, публичных и частных облаках, виртуальных машинах и резервном копировании, и наконец о собственном опыте руководящей работы. Из бизнес-объектов ИТ-директора немного видят только розничную торговлю. Цифровизацию и цифровую экономику замечают слабо, а цифровую трансформацию употребляют вместе с терминами типа «модный тренд» - спасибо, что не хайп.
Предпринимательства и людей в картине мира ИТ-директоров сообщества globalCIO на итоговой иллюстрации нет, ибо слова, связанные с ними, имеют в изученном пуле статей размер статистической погрешности. И это объясняет, почему ни один ИТ-директор не сообщил под ним или не дал знать как-то иначе, что хочет усилить свои компетенции стратегического мышления, коммуникаций, творчества, карьерного строительства и ИТ-проповедничества. Ведь все это предполагает работу с задачами бизнеса и потребностями людей, которых в картине мира ИТ-директоров просто нет.
Редакция и другие спикеры globalCIO имеют чуть более широкий горизонт видения: они сфокусированы на искусственном интеллекте и машинном обучении, которые для них связаны с задачами работы с отзывами клиентов, работой отделов кадров, интерактивной работой с сотрудниками компаний и их карьерой. Затем они обращают внимание на информационные технологии, связанные с начальниками управлений, которые дают задачи для ИТ-служб, и цифровую трансформацию, делающую в их глазах компании хорошими партнерами. Использование цифровых технологий и средства комплексной системы безопасности живут в головах спикеров globalCIO сами по себе, как и отечественные платформы автоматизации с их унификацией процессов. Программное обеспечение их волнует в связи с управлением рисками – надеюсь, включая и человеческие риски тоже. Радует, что не-ИТ-директора портала globalCIO начинают видеть разворачивающиеся крупномасштабные процессы, хотя они их пока волнуют как инструменты управления учетными записями. Зато систему управления они видят как инструмент поддержки пользователей, а область цифровых технологий как выход на точки продаж. Совсем уж вдохновляет, что спикеры globalCIO видят в поле развития Планеты задачи координации работы партнерских компаний и совместной работы групп.

«Сокровища ждут нас», или «Кто на первой базе»?
Сегодня утро 31 мая, у этой статьи 407 просмотров и по-прежнему нет комментариев. Уважаемые CIO, могу сказать на вашу аутичную позицию только то, что сказал в «Пиратах Карибского моря» герою саги Уиллу Тернеру карьерист Капитан Норрингтон до того, как потомственный пират решился осознать себя: «Мистер Тернер, вы не военный, не мореплаватель, вы только кузнец. Не обманывайтесь, вы не единственный, кому дорога Элизабет». Короче говоря, либо российские ИТ-директора сейчас включат воображение, признают, что они «пираты, хоть и славные малые» - и выйдут в море торговли историями, которые всегда - о людях и их неформальных отношениях. Либо навсегда останутся в кузнице при пьяном начальнике, будут ковать оружие для карьеристов и издалека называть интересующих их Элизабет «мисс Суонг». А сутью профессии «ИТ-директор» останется технический сервис для капитанов Норрингтонов, не разбирающихся в креативе и цифровых технологиях, но зато нацеленных на формальную карьеру и власть. И все сокровища достанутся им.
Выбор за вами, уважаемые ИТ-директора 21 века, ибо даже поверхностный data analysis показывает, что вы даже не осознаете, что не владеете:
1. ни стратегическим и футурологическим мышлением 21 века
2. ни навыками «политического» продвижения решений цифрового развития бизнеса
3. ни технологией управления инновационными изменениями и рисками
4. ни методами работы с междисциплинарными командами и наставничества
5. ни искусством творческого мышления и действия в бизнесе
6. ни навыками продаж, переговоров, презентаций, сторителлинга
7. ни навыками эмоциональной компетентности и управления стрессом
8. ни методикой развития собственной карьеры из CIO в GlobalCIO

И пока волшебной практикой ИТ-проповедничества и просветительства вместо вас занимаются ламеры вроде капитала Норрингтона, которого Джек Воробей заставил помочь себе отплыть на самом быстроходном корабле Британской империи, хакеры будут атаковать ваши компании с возрастающим успехом. И все Элизабет будут резонно выбирать успешных «белых пиратов» вроде Касперского или Сачкова, а не ИТ-директоров, аутично сфокусированных на самих себе, как RainMan, «человек дождя».
«Кто на первой базе?», господа ИТ-молчуны?
PS Я все-таки получила отклик в комментариях к этой статье. Один. Он гласил "а про первую базу - это что-то американское?" Перевожу с ИТ-языка на сторителлинговый: российские CIO не знают мирового кинематографа, а значит, не ведают о современном сторителлинге. И пока это так, Россия оотомстанется мировой ИТ-провинцией, поставляющей русских ИТ-гениев в США, Европу и Китай. Потому что в 21 веке мы торгуем историями на любом рынке. И те, кто умеют становиться ИТ-проповедниками, станут мировыми лидерами, как это сделал, например, основатель Miro (RealTimeBoard) Андрей Хусид.