войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • художник, представитель галереи
Заказ работы

Оживленная виртуальная реальность по Сент-Экзюпери

Наталья Гарбер, предисловие к книге «Виртуальная реальность для начинающих пользователей» (1997), с эпиграфом и послесловием Всемирного экономического Форума, 2016
Сегодня мы верим в инновации, но отказались от прогресса и возможности морального и социального совершенствования. Определяющей особенностью наших дней является чувство, что мы живем в эпоху невероятных инноваций, главным образом благодаря потрясающим достижениям в науке и технике; но в то же время мы чувствуем, что существуют непреодолимые ограничения в виде экономических, политических и экологических рисков.
Мы должны обратить внимание на это общее мнение, но не как любители научной фантастики, а как граждане и лидеры. Мечты могут заставить нас выйти и потратить деньги, начать бизнес и строить заводы; но они могут также внушить страх нашим сердцам, заставить нас запереть двери и сохранить наши ресурсы. Они могут ослепить наше видение реальности и покрыть его политическим ужасом, но также и вдохновить на великие достижения. «Тоска в больших масштабах - вот что делает историю», - пишет писатель Дон ДеЛильо.
Наша настоящая задача - это не пресловутая битва между человеком и машиной, которую мы перепевали много раз с эпохи луддитов. Наша задача - это, с одной стороны, борьба против цинизма и апатии, токсичных побочных продуктов обманутого в кризисные десятилетия доверия; а с другой стороны, это борьба с пророками, которые обещают, что технологии решат все проблемы. Борьба с самим технологическим дискурсом снижает нашу способность формировать лучшее будущее и делает нас пассивными субъектами в современном мире изменчивости, неопределенности, сложности и двусмысленности.
Себастьян Бакуп, глава отдела программирования Группы глобального программирования, член Исполнительного комитета Всемирного экономического Форума в Женеве, из статьи «Поэзия прогресса. Удивительная связь между научной фантастикой и экономической историей», 2016

Я хочу представить вам компьютерные технологии как инструмент творчества, ибо как средство коммуникации они и так всем известны благодаря общедоступному Интернету.
В 20 веке человечество обрело могущественный инструмент создания виртуальной реальности - компьютерную графику и анимацию. Понятие "компьютерная графика" сразу стало достаточно известно и понятно, ибо это создание рисунков и чертежей с помощью компьютера. А вот компьютерная анимация - это несколько более широкое явление, сочетающее компьютерный рисунок (или трехмерное моделирование) с движением. Вообще же “анимацией” просвещенный мир называет тот прелестный вид искусства, который в России зовется мультипликацией. "Animate" - по-английски и по-французски значит "оживлять", "воодушевлять". "Animation" - это оживление или воодушевление.
ёёКстати, знакомое Вам слово "реанимация" - того же происхождения: "ре" – это повторное, "анимация" - "оживление". Давайте же и мы будем называть сей прекрасный вид искусства этим более подходящим к нему словом. Дело в том, что привычное слово "мультипликация" - от английского "multiplication" (умножение), признайтесь, совсем не отражает ни прелесть, ни технологию мультфильмов. Итак, как вы уже догадались, компьютерная анимация - это анимация, созданная при помощи компьютера.
И первая проблема, с которой сталкивается начинающий компьютерный художник-аниматор - это "сопротивление техники", сопровождающее процесс вживания в технологию создания компьютерных образов. И преодоление этого сопротивления сопровождается существенными изменениями в системе представлений и навыков будущего творца.
Не принадлежат ли ваши родители или вы сами, уважаемый читатель, к числу тех взрослых и образованных людей, которые опасаются, что их дети и внуки, увлекшись виртуальным компьютерным миром, потеряют связь с реальным миром, станут нечувствительными и зашоренными, и, в результате, ограничат круг своих интересов этой самой виртуальной реальностью? Если да, то прочтите им эти странички и удостоверьтесь, что ровно так, как сегодня они обороняются от киберпространства, несколько десятилетий назад многие люди противостояли технике, которую сейчас все едва замечают. И остается лишь надеяться, что, когда ваши собственные дети и внуки в возрасте тридцати (сорока, пятидесяти) лет встретят новую волну компьютерных технологий, вы сможете отнестись к ней более миролюбиво, чем ваши родители относились к возникающей на их глазах виртуальной реальности, создаваемой средствами компьютерной графики и анимации.
Я не стану вас обманывать: упомянутый в названии этого эссе французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери никогда не занимался компьютерной анимацией. Более того, он, наверное, никогда не видел компьютеров: их тогда еще не было - по крайней мере, в современном понимании этого слова. И, соответственно, он никогда не писал и не говорил о компьютерной анимации. Так почему же я так странно озаглавила этот текст?
Дело в том, что Антуан де Сент-Экзюпери имел непосредственное отношение к новым технологиям по двум причинам. Во-первых, он был летчик, а самолет в то время считался техникой, способной своим чрезмерным совершенством поработить и погубить человека. Сегодня эти идеи уже кажутся смешными, но ровно те же самые опасения высказываются в последние десятилетия по отношению к компьютерным технологиям, а это значит, что проблема противостояния "техника-человек" по-прежнему актуальна. Заметьте, дорогой читатель, что, несмотря на смену объекта этих "антитехнических" опасений, суть их осталась прежней.
Экзюпери хорошо разбирался в причинах такой "технофобии", и здесь мне хочется вместе с ним проанализировать, как работает сегодня тот же самый механизм освоения новых технологий - от страха до привычки. Заметьте, кстати, что Экзюпери был летчик, а не создатель самолетов. То есть он был тогда - для самолета - тем же самым, чем мы с вами являемся сегодня для компьютера: он был "пользователь".
Но все это - не единственная причина, побуждающая меня начать рассказ о компьютерной анимации "по Экзюпери". Самая прекрасная и неповторимая его повесть -"Маленький принц" - посвящена "тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг". Эта книжка написана давно - в 1942 году. Она придумана для всех мальчиков и девочек, "когда они нуждаются в утешении", а также для всех взрослых, которые "сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". А разве сегодня мы, будучи взрослыми или маленькими детьми, не нуждаемся в утешении? И разве компьютерная графика и создаваемая на ее основе виртуальная реальность - это не сказка, приносящая утешение и напоминающая о детстве даже тем, кто уж совершенно о нем забыл?
А теперь, если вы вспомните, что анимация - это оживление и воодушевление, мы с вами можем попытаться понять, что бы Антуан де Сент-Экзюпери сказал о том удивительном сотворчестве такого чисто художественного, тонкого искусства как анимация с этими бессердечными и холодными, набитыми информацией и лишенными душевных переживаний компьютерами. Мы посмотрим на компьютер, помогающий нам делать виртуальную реальность, как смотрел Антуан де Сент-Экзюпери на свой самолет.
"Да, конечно, самолет - машина", - говорил писатель в сборнике очерков 1939 года под названием “Планета людей”, - "но притом какое орудие познания! Это он открыл нам истинное лицо Земли. В самом деле, дороги веками нас обманывали... Они обходят стороной бесплодные земли, скалы и пески... И мы обманывались их бесчисленными изгибами, словно утешительной ложью, и на пути нам то и дело попадались орошенные земли, плодовитые сады, сочные луга, и мы долго видели нашу тюрьму в розовом свете. Мы верили, что планета наша - влажная и мягкая.
А потом наше зрение обострилось, и мы сделали жестокое открытие. Самолет научил нас двигаться по прямой. Едва оторвавшись от земли, мы покидаем дороги, что сворачивают к водоемам и хлевам или вьются от города к городу. Отныне мы свободны от милого нам рабства, не зависим больше от родников и берем курс на дальние цели. Только теперь, с высоты прямолинейного полета, мы открываем истинную основу нашей земли, фундамент из скал, песка и соли, на котором, пробиваясь там и сям, словно мох среди развалин, зацветает жизнь.
Мы смотрим в иллюминатор, как ученый в микроскоп, и судим человека по его месту во Вселенной. Мы заново перечитываем свою историю.”
Да, конечно, компьютер - машина, но притом какое орудие познания! Мы, люди, веками были привязаны только к осязаемому и видимому миру. Редкие художники или писатели прикасались к пространствам нашего воображения, снов, тонких впечатлений, неуловимых воспоминаний, ощущений, вызванных музыкой или религией. Мы думали, что наш мир определенен, что из ничего не возникнет ничего, а пережить сон может только тот, кто его видел. И всеми более сложными виртуальными реальностями заведовали шаманы, духовные лидеры разных традиций и разнообразные мистики от шарлатанов до поэтов.
Обычные же люди думали, что снег не может идти вверх, лицо - становиться прозрачным и исчезать, а уж улыбка Чеширского кота для нас - жанр чистой фантастики. Массы жили с уверенностью, что рука не может превратиться в цветок, человек не может общаться с компьютером, душу нельзя увидеть, музыку нельзя нарисовать, и вообще сделать фильм "про любовь" можно, а показать любовь ¬- вот такую тонкую и неуловимую, всю прозрачную и в переливах - никак нельзя, только метафорически.
Поначалу мы все были уверены, что лучшее, что может сделать компьютер - это подражать телевизору. А ведь компьютер - орудие творчества. Более того, орудие художественного творчества. Когда мы начинаем создавать анимацию на компьютере, мы освобождаемся от милого нам рабства знакомых и узнаваемых вещей с известными свойствами. Мы отрываемся от фотографической реальности видимого мира, мы открываем потаенные залежи своей фантазии и своего таланта. Мир становится пластичным и трансформируемым, предметы приобретают невозможные в реальности свойства - те, которые раньше нам были доступны во сне или в невидимом пространстве воображения.
Мы открываем истинную основу нашего отношения к миру, наших творческих порывов и тайных желаний, нашей потребности в общении. Ибо, как говорил Экзюпери, “те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. Но ведь машина - не цель, она всего лишь орудие. Такое же орудие, как плуг”. И, осваивая с помощью новых технологий мир своего воображения, мы новыми глазами глядим на свою историю: глазами садовников, мореходов и поэтов. Ибо нет такого места на земле, которое человек мог бы понять и обжить, отказавшись от своей фантазии. И нет такого дела, которое он смог бы освоить, не имея воображения.
“Величие всякого ремесла, быть может, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком", писал Экзюпери. Компьютер - это не только средство хранения тонн бесстрастной информации. Он открывает нам неизвестные уголки нашего сознания и ресурсы нашего творчества, возможности донести до другого человека самые удивительные свои переживания, а значит, он дает возможность ближе "подойти" к другому человеку и глубже понять его. Быстро становясь доступной, компьютерная техника и коммуникация, в силу своей универсальности, позволяет нам и музицировать - причем так, как никогда раньше, ибо компьютерный мир звуков много шире традиционного музыкального спектра, и рисовать - да такое, что раньше было возможно только мысленно вообразить, потому что спектр красок, фактур и света, доступный компьютеру, содержит неуловимые доселе цвета.
Компьютер разрешает нам создавать нереальное, фантастическое движение, освобождающее нашу фантазию от цепей привычек, штампов и стереотипов. Он позволяет нам тоньше и точнее говорить с другими людьми, включая безмерно далеких. Надо только научиться сотрудничать с ним! Ведь сегодня нам удалось сжиться с самолетами как естественной частью окружающего нас мира: они удивляют и пугают нас теперь не больше, чем птицы. Почему же мы повторяем ошибки прошлого, делая из компьютерной техники цель, а не средство? Почему даже молодые люди часто относятся к ней с теми же предубеждениями, с каким их предки времен Экзюпери относились к самолетам?
Ведь сама техника идет нам навстречу: сравните сегодняшний планшет или IPhone с компьютерами 50-х годов - не правда ли, они сильно "очеловечились", стали более контактными, легкими в общении и разнообразными в возможностях? Развитая техника уже сегодня позволяет нам рисовать по экрану, выполняет команды "с голоса", помогает работать с фотографией и видеосъемкой, погружаться в Интернет и виртуальную реальность. Новое киберпространство и кибервремя сливаются как с людьми, так и с предыдущими "старыми" технологиями. Они очень стараются быть нам дружественными и понятными! Давайте же и мы пойдем им навстречу: право же, тот полет фантазии и общения, который открывается в оживленной нами виртуальной реальности, стоит того!
"Машина, становясь совершеннее", - писал Антуан де Сент-Экзюпери в «Планете людей», - "делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, только и проявляются во внешней простоте. Словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становилась колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий груди или плеча.
По изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же самым примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
Вначале мы приступали к ней, как к сложному заводу. Но сегодня ... орудие уже не поглощает наше внимание без остатка. За орудием и через него мы обретаем ту же вечную природу, которую издавна знают садовники, мореходы и поэты”.
Прислушаемся к великому французскому гуманисту?
P.S. Формирование будущего
Ни технология, ни разрушение, которое происходит от нее, не являются внутренней силой, которую люди не могут контролировать. Все мы ответственны за то, чтобы направлять техническую эволюцию в решения, которые мы принимаем ежедневно, как граждане, потребители и инвесторы. Таким образом, мы должны ухватиться за возможность и силу, которые мы имеем, чтобы сформировать Четвертую индустриальную революцию и направить ее на будущее, которое отражает наши общие цели и ценности.
Однако для этого нам необходимо разработать всеобъемлющий и глобально разделяемый взгляд на то, как технологии влияют на нашу жизнь и изменяют нашу экономическую, социальную, культурную и человеческую среду. Никогда не было еще времени более обещающего или более опасного. Однако сегодняшние руководители слишком часто оказываются в ловушке традиционного, линейного мышления или слишком поглощены многочисленными кризисами, требующими их внимания, чтобы стратегически мыслить о силах разрушения и инновациях, формирующих наше будущее.
В конце концов, все сводится к людям и ценностям. Мы должны формировать будущее, которое работает для всех нас, ставя людей на первое место и давая им новые возможности. В своей самой пессимистической, дегуманизированной форме Четвертая индустриальная революция действительно может иметь потенциал для «роботизации» человечества и тем самым лишить нас нашего сердца и души. Но в дополнение к лучшим частям человеческой природы - творчеству, эмпатии, управлению - она также может поднять человечество в новый уровень коллективного и нравственного сознания, основанного на общем чувстве судьбы. И на всех нас лежит обязанность гарантировать, что последнее будет преобладать.
Клаус Шваб, основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума, из статьи «Четвертая индустриальная революция: что это значит и как на нее отвечать», 2016