Наталья Гарбер, 2012,
из книги «Секреты Царевны-лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества»
из книги «Секреты Царевны-лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества»
Кабинет Сказочницы.
Входят Забава с Иваном и Царь с Полканом из мультфильма «Летучий Корабль».
Забава: До чего же мы несчастные, Царевны,
Нам законом запрещается любить.
В царских семьях, уж таков порядок древний,
По расчету надо замуж выходить.
А я не хочу, не хочу по расчету!
А я по любви, по любви хочу!
Свободу, свободу, мне дайте свободу –
Я птицею ввысь улечу!
Царь: Все приданое извела!
Сказочница: Сочувствую, но по сюжету так и надо.
Царь: Как это!? Я ж тут Царь… природы!
Сказочница: Это иллюзия. Ты смотри внимательно, сейчас увидишь.
Иван-Забаве: Человек я простой, и скажу не таясь,
Что такой красоты не видал отродясь.
И теперь дня прожить без тебя мне невмочь –
Это ж надо влюбился я в царскую дочь!
Сказочница: Супер, жениться пора! Только как ты ее от родителя заберешь, Ваня?
Царь: Как это заберешь!? Я здесь Царь!
Сказочница: Смотри внимательно, сейчас увидишь, кто здесь кто.
Иван-Сказочнице: А я построю Летучий корабль!
Забава - Царю: Я выйду замуж только за того, кто построит Летучий корабль!
Царь – Полкану: Построишь?
Полкан: Куплю!
Сказочница: О, ребята, у вас тут отличная групповая динамика. Еще немного – и кризис.
Иван: А, ну это нормально!
Царь: Как это нормально!? Кто здесь Царь, чтоб кризисы назначать?!
Сказочница: Смотри внимательно, сейчас увидишь.
Ваша роль в Вашем исцелении
Входят Забава с Иваном и Царь с Полканом из мультфильма «Летучий Корабль».
Забава: До чего же мы несчастные, Царевны,
Нам законом запрещается любить.
В царских семьях, уж таков порядок древний,
По расчету надо замуж выходить.
А я не хочу, не хочу по расчету!
А я по любви, по любви хочу!
Свободу, свободу, мне дайте свободу –
Я птицею ввысь улечу!
Царь: Все приданое извела!
Сказочница: Сочувствую, но по сюжету так и надо.
Царь: Как это!? Я ж тут Царь… природы!
Сказочница: Это иллюзия. Ты смотри внимательно, сейчас увидишь.
Иван-Забаве: Человек я простой, и скажу не таясь,
Что такой красоты не видал отродясь.
И теперь дня прожить без тебя мне невмочь –
Это ж надо влюбился я в царскую дочь!
Сказочница: Супер, жениться пора! Только как ты ее от родителя заберешь, Ваня?
Царь: Как это заберешь!? Я здесь Царь!
Сказочница: Смотри внимательно, сейчас увидишь, кто здесь кто.
Иван-Сказочнице: А я построю Летучий корабль!
Забава - Царю: Я выйду замуж только за того, кто построит Летучий корабль!
Царь – Полкану: Построишь?
Полкан: Куплю!
Сказочница: О, ребята, у вас тут отличная групповая динамика. Еще немного – и кризис.
Иван: А, ну это нормально!
Царь: Как это нормально!? Кто здесь Царь, чтоб кризисы назначать?!
Сказочница: Смотри внимательно, сейчас увидишь.
Ваша роль в Вашем исцелении
Портрет художника в зрелости :)
Июль 2020
Наша цивилизация не в ладу с экологией и на физическом, и на психическом уровне. Мы дышим загрязненным воздухом и пьем сомнительную воду, едим модифицированные продукты питания, содержащие консерванты, красители, стабилизаторы и прочие химические добавки. Мы пользуемся огромным спектром средств бытовой химии, нам прописывают массу конфликтующих друг с другом лекарств, у которых к тому же обычно есть побочные эффекты. Мы переживаем стресс на работе и проблемы дома, многие наши знания приносят нам многие печали, а жизненный опыт и мечты всегда находятся в противоречии. Все это далеко не полный перечень постоянных неблагоприятных факторов нашей жизни, и большинство из них мы организуем себе сами – и избавиться от них, даже при поддержке специалистов, возможно только нам самим.
Сегодня для диагностики Ваших проблем можно использовать психологические консультации и эндоэкологический контроль, позволяющий детально оценить нарушения внутренней среды организма, определить риск развития психосоматических нарушений - аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, простудных явлений, гипо- или гипертонии, хронической усталости и прочих болезней. Современная медицина и психология позволяет очистить, сбалансировать и вывести на новый уровень качество жизни Вашего тела и души.
Однако современная работа профессионалов – медиков, психологов, сказочников – предполагает, что пациент сотрудничает и развивается, вникает в природу своих проблем и прилагает волевые усилия для исполнения разработанных на его благо программ оздоровления, омоложения, гармонизации. Ибо никакая прекрасная программа не сработает, если человек не совершает «труда выздоровления». Как известно, если тяжелый больной не хочет жить, врач бессилен при любой медицине. А большинство психосоматических болезней – это тяжелый недуг.
Меж тем ясно, что все болезни – психосоматические, и имеют свои причины и симптомы как в душе, так и в теле. Случается, тяжело больной человек живет бодро, активно и весело, а вполне здоровый ипохондрик уныл и все время чувствует виртуальные боли то здесь, то там. Когда человеку для выздоровления не хватает сил, ему конечно нужна медицина, но зачастую ему не хватает понимания природы его болезни и его собственных возможностей в исцелении ее, происходящих от восстановления контакта с биосферой Земли.
Да-да, раз уж мы с Вами воспарили, давайте поглядим на то, частью чего мы являемся и с чем обмениваемся здоровьем, болезнями, и всем остальным. Ибо что толку лечить отдельный организм, когда умирает планета, на которой он живет?
Ненатуральное экспериментирование человечества – источник Земной психосоматики
Сегодня для диагностики Ваших проблем можно использовать психологические консультации и эндоэкологический контроль, позволяющий детально оценить нарушения внутренней среды организма, определить риск развития психосоматических нарушений - аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, простудных явлений, гипо- или гипертонии, хронической усталости и прочих болезней. Современная медицина и психология позволяет очистить, сбалансировать и вывести на новый уровень качество жизни Вашего тела и души.
Однако современная работа профессионалов – медиков, психологов, сказочников – предполагает, что пациент сотрудничает и развивается, вникает в природу своих проблем и прилагает волевые усилия для исполнения разработанных на его благо программ оздоровления, омоложения, гармонизации. Ибо никакая прекрасная программа не сработает, если человек не совершает «труда выздоровления». Как известно, если тяжелый больной не хочет жить, врач бессилен при любой медицине. А большинство психосоматических болезней – это тяжелый недуг.
Меж тем ясно, что все болезни – психосоматические, и имеют свои причины и симптомы как в душе, так и в теле. Случается, тяжело больной человек живет бодро, активно и весело, а вполне здоровый ипохондрик уныл и все время чувствует виртуальные боли то здесь, то там. Когда человеку для выздоровления не хватает сил, ему конечно нужна медицина, но зачастую ему не хватает понимания природы его болезни и его собственных возможностей в исцелении ее, происходящих от восстановления контакта с биосферой Земли.
Да-да, раз уж мы с Вами воспарили, давайте поглядим на то, частью чего мы являемся и с чем обмениваемся здоровьем, болезнями, и всем остальным. Ибо что толку лечить отдельный организм, когда умирает планета, на которой он живет?
Ненатуральное экспериментирование человечества – источник Земной психосоматики
Рабство
06.03.2021
Посмотрим на Землю с высоты. Как открыл еще в 1930-х годах великий российский биолог и генетик Николай Тимофеев-Ресовский, элементарный объект микроэволюции – это вовсе не отдельный человек, а видовая популяция, причем не только человеческая, но и человеческая – пока что тоже. А элементарное эволюционное событие – изменение генотипического состава некоей популяции. Это изменение связано с мутациями, проявление и судьба которых в популяции определяется комбинированным действием мутационного процесса, колебанием численности популяций, изоляцией, миграцией и отбором.
Любая популяция формируется не сама по себе, а как часть биогеоценоза - сложной системы физических, биологических, химических и прочих уровней материи, существующих на территориях. Территории эти связаны принадлежностью планете Земля, но не однородны, посему и биогеоценозы разнообразны. Так, например, как выяснил Н.И. Вавилов, мировые центры происхождения культурных растений – это центры древних цивилизаций, которые жили собирательством. Посему собранные Вавиловым у них семена культур и добываемая нами у них истина – это квинтэссенция исторической жизни этноса, его материальной, нравственной и духовной культуры.
Прошлый век и начало этого прошли под знаком противостояния физиков и лириков, за которыми стояли экспериментальное и натуралистическое мышление. Первое из них, физическое, возобладало, и принесло нам научно-технический развал биосферы Земли, за который мы сейчас расплачиваемся химической и радиационной зараженностью земли и воздуха, необратимой деградацией биосферы и глобальным потеплением - и в качестве обратной связи человечеству - всплеском болезней. «Желтый» шоковый СПИД и рак убивают наш иммунитет, «синяя» депрессия и безумие напрочь подавляют психику. «Красный» терроризм и соответствующая ему «зеленая» гонка вооружений истощают наши жизненные ресурсы и создают глобальную угрозу вымирания человечества. Ну и как Вам такой результат наших экспериментов?
Что же такое натуралистическое мышление, в отличие от экспериментального? Есть три ключевых способа постижения истины:
• натуралистическое наблюдение и описание того, что есть, вследствие чего человек понимает природу вещей и свой адекватный биосфере путь в ней, как предложено в этой книге. Этот тип мышления стремится охватить природу в ее целостности и разнообразии, и выявить планетарную и космическую функцию явлений жизни;
• эксперимент – например, по повороту рек или созданию атомного оружия, выделяет некий фрагмент природной реальности и стремится извлечь из него наибольшую пользу для экспериментирующего.;
• и моделирование, которому в наше время сильно помогает компьютерная техника, включая компьютерную графику и анимацию, позволяющие увидеть возможные сценарии развития событий вперед и назад во времени. И представить, чем кончатся наши эксперименты. И как прекрасен природный эксперимент, у которого нам выпало счастье поучиться, если мы как популяция наконец войдем в разум.
Главный водораздел между натуралистическим описанием и экспериментальным использованием природы проходит аккурат по самому явлению жизни, столь уникально возникшему на Земле: натуралист исследует эксперимент, поставленный природой, и ищет свое место в ней, а экспериментатор-аналитик делает собственный кундштюк, полагая себя Богом – и сильно, как мы видим, ошибается. Потому что кругом, возможно, Бог, как мягко намекнул нам лирик Иосиф Бродский. И был прав.
Кругом – то есть в биосфере, действительно, Бог. А мы – не Бог, а всего лишь одна из трех миллионов популяций земной биосферы, которая отлично обойдется без нас, если мы угробим себя, вызвав в ней коллапсы в ответ на нашу неразумную и неуместную активность. Говорят, дурак – существо неуместное. Вот пора бы уж заметить, насколько неуместны наши потуги занять Божественное место. И натуралисты давно это заметили.
Процветающая популяция натуралистов или кладбище экспериментаторов?
Любая популяция формируется не сама по себе, а как часть биогеоценоза - сложной системы физических, биологических, химических и прочих уровней материи, существующих на территориях. Территории эти связаны принадлежностью планете Земля, но не однородны, посему и биогеоценозы разнообразны. Так, например, как выяснил Н.И. Вавилов, мировые центры происхождения культурных растений – это центры древних цивилизаций, которые жили собирательством. Посему собранные Вавиловым у них семена культур и добываемая нами у них истина – это квинтэссенция исторической жизни этноса, его материальной, нравственной и духовной культуры.
Прошлый век и начало этого прошли под знаком противостояния физиков и лириков, за которыми стояли экспериментальное и натуралистическое мышление. Первое из них, физическое, возобладало, и принесло нам научно-технический развал биосферы Земли, за который мы сейчас расплачиваемся химической и радиационной зараженностью земли и воздуха, необратимой деградацией биосферы и глобальным потеплением - и в качестве обратной связи человечеству - всплеском болезней. «Желтый» шоковый СПИД и рак убивают наш иммунитет, «синяя» депрессия и безумие напрочь подавляют психику. «Красный» терроризм и соответствующая ему «зеленая» гонка вооружений истощают наши жизненные ресурсы и создают глобальную угрозу вымирания человечества. Ну и как Вам такой результат наших экспериментов?
Что же такое натуралистическое мышление, в отличие от экспериментального? Есть три ключевых способа постижения истины:
• натуралистическое наблюдение и описание того, что есть, вследствие чего человек понимает природу вещей и свой адекватный биосфере путь в ней, как предложено в этой книге. Этот тип мышления стремится охватить природу в ее целостности и разнообразии, и выявить планетарную и космическую функцию явлений жизни;
• эксперимент – например, по повороту рек или созданию атомного оружия, выделяет некий фрагмент природной реальности и стремится извлечь из него наибольшую пользу для экспериментирующего.;
• и моделирование, которому в наше время сильно помогает компьютерная техника, включая компьютерную графику и анимацию, позволяющие увидеть возможные сценарии развития событий вперед и назад во времени. И представить, чем кончатся наши эксперименты. И как прекрасен природный эксперимент, у которого нам выпало счастье поучиться, если мы как популяция наконец войдем в разум.
Главный водораздел между натуралистическим описанием и экспериментальным использованием природы проходит аккурат по самому явлению жизни, столь уникально возникшему на Земле: натуралист исследует эксперимент, поставленный природой, и ищет свое место в ней, а экспериментатор-аналитик делает собственный кундштюк, полагая себя Богом – и сильно, как мы видим, ошибается. Потому что кругом, возможно, Бог, как мягко намекнул нам лирик Иосиф Бродский. И был прав.
Кругом – то есть в биосфере, действительно, Бог. А мы – не Бог, а всего лишь одна из трех миллионов популяций земной биосферы, которая отлично обойдется без нас, если мы угробим себя, вызвав в ней коллапсы в ответ на нашу неразумную и неуместную активность. Говорят, дурак – существо неуместное. Вот пора бы уж заметить, насколько неуместны наши потуги занять Божественное место. И натуралисты давно это заметили.
Процветающая популяция натуралистов или кладбище экспериментаторов?
Вывихнутый век
Сентябрь 2020
Великий натуралист Леонардо да Винчи изучал природу как ученый и художник, благодаря чему оставил нам одновременно волшебный и совершенно настоящий мир научных идей и произведений искусства, полных всеми красками «радуги» Люшера.
Знаменитый натуралист М.В. Ломоносов центральной задачей естественных наук считавший установление сопряженности времен развития органического и неорганического мира.
Великий писатель и отличный натуралист И.В. Гете в «Фаусте» художественно призвал синтезировать оба направления познания мира, подчинив эксперименты вида Homo Sapiens натуралистическому и духовному взгляду на мир. Природа, говорил Гете, - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Эту позицию подержало множество ученых-путешественников, снаряжавших экспедиции для исследования Земли, из которых Вы наверняка знаете Чарльза Дарвина, показавшего, что телом мы эволюционно произошли вовсе не от Бога, а ото всего, над чем пытаемся так гордо и разрушительно «царствовать» и возвышаться. И каждая амеба - наша родня, и по-родственному нам к ней и следует относиться, как и ко всей биосфере.
Понятие биосферы ввел великий русский ученый Владимир Вернадский, наследуя описанные выше натуралистические традиции. Он показал, что жизнь на Земле существует в форме целостной интегральной оболочки - биосферы, функционирование и развитие которой определяется в основном биогеохимическими закономерностями и круговоротами. И живое вещество является в биосфере главным агентом, связующим в единой целое огромное множество механических, физических, химических, термодинамических, биологических, геологических, психологических и прочих процессов. Именно живое вещество определяет вектор развития и интенсивность всех процессов биосферы, и загадочным образом управляет ими.
Меж тем в экспериментальном подходе жизнь угасает, превращаясь в мертвое вещество, которое биологи называют «косным» - символическое для лириков и психологов название , ибо этим словом называют противящихся переменам, ригидных людей. Понятно, что в 21 веке надо синтезировать оба направления, подчинив экспериментаторов натуралистическому, биогеоцентрическому, биосферному взгляду на мир. Но для этого надо сориентироваться на ценности Марка Аврелия - мудрость, справедливость, стойкость и умеренность, - отложив личное и видовое честолюбие, хитрость, индивидуализм и преданность исключительно «своему кругу». Для этого решения есть два способа.
Первый из них – психосоматика на уровне биосферы, которую мы устраиваем биосфере сейчас, от чего и сами болеем. Этот путь ведет нас пока что к неотвратимому коллапсу, предсказанному еще Римским клубом, со времен начала работы которого человечество только ухудшило экологическую ситуацию на амбициозном «Титанике», коим является наше техногенное и астмогенное общество, плывущее на всех парах аккурат к айсбергу всемирной природной катастрофы. И надо понимать, что погибнут при этом пассажиры на всех палубах, включая капитанов и первый класс всех сортов. На вертолете от глобальной эко-катастрофы не улетишь. Под Землей коллапс настигнет так или иначе. На ракете без Земли долго не продержишься. На Марсе жизни нет. По крайней мере, той, которая нужна человечеству для выживания.
Так что если мы хотим выжить, то у нас есть всего один путь - постоянная практика по натуралистическому наблюдению, описанию и экологичному встраиванию в биосферу – на своем, природой отведенном месте. Не больше и не меньше. На Земле три миллиона других видов, которым мы обязаны своим выживанием. Надо поддерживать планету и разнообразие жизни на ней, если мы хотим жить на этой планете сами. На то нам и даны наши невероятные мозги и гигантские возможности по трансформации мира. В лучшую сторону, как вся биосфера очень надеется.
Начнете с внутренней улыбки, продолжите «разноцветными» комбинаторными стратегиями интеграции с биосферой и поставьте себе трансперсональные задачи уровня Сиддхарты или любого иного любимого Вами духовного лидера. Вершина духовной горы одна – и там, возможно, Бог, как говорил Бродский. Или живое вещество, как говорил Вернадский. Или просветление, как говорит Будда.
Хотите чего попроще и посовременней? В 2008 году исследовательница религий Карен Армстронг инициировала создание документа «Устав сострадания», который подписали ведущие мировые духовные лидеры, ибо все они сошлись на том, что проповедуют сострадание ко всем живым существам и золотое правило («поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»). Сегодня международная организация Charter for compassion, руководствующаяся этим уставом, объединяет более 300 миллионов человек из более чем 50 государств мира.
Так что называйте вершину человеческого духа как хотите, но уважайте каждую лягушку и ее неотъемлемое место в биосфере Земли. Понятно, что «зеленое» самоуважение, «красная» уверенность в себе, «синее» внутреннее удовлетворение и «желтая» свобода, которая суть осознанная необходимость, ждут нас только на натуралистическом пути отношений с биосферой природы и ноосферой человеческого духа. Иначе быть нам косным веществом на уничтожаемой нами планете, пока еще уникально живой в этом холодном Космосе.
Биосфера – главный орган восприятия и трансформации космических сил, включая Солнечный свет, в общепланетарные ресурсы. Организованность биосферы отражает логику и организацию Космоса, посему учение о биосфере развивалось во встречных потоках гуманитарной мысли, получившей название «русский космизм»: это религиозный мыслитель и философ-футуролог, «московский Сократ» Н.Ф.Федоров и русский православный священник и математик П.А. Флоренский, автор работы «Столп и утверждения истины»; ученый-самоучка, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский и один из основателей космического естествознания, автор книги «Физические факторы исторического процесса» А.Л. Чижевский, чьей люстрой мы спасаемся от аллергии; а также знаменитый художник Н.К. Рерих, автор концепции культуры, основанной на живой этике космической эволюции человечества. К ним примыкает философ и поэт В.С. Соловьев, стоявший у истоков русского «духовного возрождения», экзистенциалист Н.А. Бердяев, автор книг «Смысл творчества», «Смысл истории» и «Самопознание» - и многие другие натуралисты души и тела биосферы Земли.
Так что лидеры, за которыми мы можем следовать в своем биосферном мышлении, у человечества есть. Осталось лишь искренне и на деле разделить восхищение Канта звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас. Ибо первое является «космосферой», породившей нашу Землю и ее живую биосферу, а второе – единственный гарант выживания нашей головастой амбициозной популяции.
Звездное небо над нами, биосфера вокруг и нравственный закон внутри нас
Знаменитый натуралист М.В. Ломоносов центральной задачей естественных наук считавший установление сопряженности времен развития органического и неорганического мира.
Великий писатель и отличный натуралист И.В. Гете в «Фаусте» художественно призвал синтезировать оба направления познания мира, подчинив эксперименты вида Homo Sapiens натуралистическому и духовному взгляду на мир. Природа, говорил Гете, - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Эту позицию подержало множество ученых-путешественников, снаряжавших экспедиции для исследования Земли, из которых Вы наверняка знаете Чарльза Дарвина, показавшего, что телом мы эволюционно произошли вовсе не от Бога, а ото всего, над чем пытаемся так гордо и разрушительно «царствовать» и возвышаться. И каждая амеба - наша родня, и по-родственному нам к ней и следует относиться, как и ко всей биосфере.
Понятие биосферы ввел великий русский ученый Владимир Вернадский, наследуя описанные выше натуралистические традиции. Он показал, что жизнь на Земле существует в форме целостной интегральной оболочки - биосферы, функционирование и развитие которой определяется в основном биогеохимическими закономерностями и круговоротами. И живое вещество является в биосфере главным агентом, связующим в единой целое огромное множество механических, физических, химических, термодинамических, биологических, геологических, психологических и прочих процессов. Именно живое вещество определяет вектор развития и интенсивность всех процессов биосферы, и загадочным образом управляет ими.
Меж тем в экспериментальном подходе жизнь угасает, превращаясь в мертвое вещество, которое биологи называют «косным» - символическое для лириков и психологов название , ибо этим словом называют противящихся переменам, ригидных людей. Понятно, что в 21 веке надо синтезировать оба направления, подчинив экспериментаторов натуралистическому, биогеоцентрическому, биосферному взгляду на мир. Но для этого надо сориентироваться на ценности Марка Аврелия - мудрость, справедливость, стойкость и умеренность, - отложив личное и видовое честолюбие, хитрость, индивидуализм и преданность исключительно «своему кругу». Для этого решения есть два способа.
Первый из них – психосоматика на уровне биосферы, которую мы устраиваем биосфере сейчас, от чего и сами болеем. Этот путь ведет нас пока что к неотвратимому коллапсу, предсказанному еще Римским клубом, со времен начала работы которого человечество только ухудшило экологическую ситуацию на амбициозном «Титанике», коим является наше техногенное и астмогенное общество, плывущее на всех парах аккурат к айсбергу всемирной природной катастрофы. И надо понимать, что погибнут при этом пассажиры на всех палубах, включая капитанов и первый класс всех сортов. На вертолете от глобальной эко-катастрофы не улетишь. Под Землей коллапс настигнет так или иначе. На ракете без Земли долго не продержишься. На Марсе жизни нет. По крайней мере, той, которая нужна человечеству для выживания.
Так что если мы хотим выжить, то у нас есть всего один путь - постоянная практика по натуралистическому наблюдению, описанию и экологичному встраиванию в биосферу – на своем, природой отведенном месте. Не больше и не меньше. На Земле три миллиона других видов, которым мы обязаны своим выживанием. Надо поддерживать планету и разнообразие жизни на ней, если мы хотим жить на этой планете сами. На то нам и даны наши невероятные мозги и гигантские возможности по трансформации мира. В лучшую сторону, как вся биосфера очень надеется.
Начнете с внутренней улыбки, продолжите «разноцветными» комбинаторными стратегиями интеграции с биосферой и поставьте себе трансперсональные задачи уровня Сиддхарты или любого иного любимого Вами духовного лидера. Вершина духовной горы одна – и там, возможно, Бог, как говорил Бродский. Или живое вещество, как говорил Вернадский. Или просветление, как говорит Будда.
Хотите чего попроще и посовременней? В 2008 году исследовательница религий Карен Армстронг инициировала создание документа «Устав сострадания», который подписали ведущие мировые духовные лидеры, ибо все они сошлись на том, что проповедуют сострадание ко всем живым существам и золотое правило («поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»). Сегодня международная организация Charter for compassion, руководствующаяся этим уставом, объединяет более 300 миллионов человек из более чем 50 государств мира.
Так что называйте вершину человеческого духа как хотите, но уважайте каждую лягушку и ее неотъемлемое место в биосфере Земли. Понятно, что «зеленое» самоуважение, «красная» уверенность в себе, «синее» внутреннее удовлетворение и «желтая» свобода, которая суть осознанная необходимость, ждут нас только на натуралистическом пути отношений с биосферой природы и ноосферой человеческого духа. Иначе быть нам косным веществом на уничтожаемой нами планете, пока еще уникально живой в этом холодном Космосе.
Биосфера – главный орган восприятия и трансформации космических сил, включая Солнечный свет, в общепланетарные ресурсы. Организованность биосферы отражает логику и организацию Космоса, посему учение о биосфере развивалось во встречных потоках гуманитарной мысли, получившей название «русский космизм»: это религиозный мыслитель и философ-футуролог, «московский Сократ» Н.Ф.Федоров и русский православный священник и математик П.А. Флоренский, автор работы «Столп и утверждения истины»; ученый-самоучка, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский и один из основателей космического естествознания, автор книги «Физические факторы исторического процесса» А.Л. Чижевский, чьей люстрой мы спасаемся от аллергии; а также знаменитый художник Н.К. Рерих, автор концепции культуры, основанной на живой этике космической эволюции человечества. К ним примыкает философ и поэт В.С. Соловьев, стоявший у истоков русского «духовного возрождения», экзистенциалист Н.А. Бердяев, автор книг «Смысл творчества», «Смысл истории» и «Самопознание» - и многие другие натуралисты души и тела биосферы Земли.
Так что лидеры, за которыми мы можем следовать в своем биосферном мышлении, у человечества есть. Осталось лишь искренне и на деле разделить восхищение Канта звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас. Ибо первое является «космосферой», породившей нашу Землю и ее живую биосферу, а второе – единственный гарант выживания нашей головастой амбициозной популяции.
Звездное небо над нами, биосфера вокруг и нравственный закон внутри нас
Как трансформировать наше мышление, чтобы массово на практике достичь таких высот? Каждому – натуралистически осознать и познать природный эксперимент развития планеты Земля, в котором ему великодушно позволила участвовать биосфера. Понять, что наша задача как вида – экологичное взаимовыгодное сотрудничество с целостными природными системами биосферы, то есть управление биосферой в интересах всех ее частей и процессов развития. Нам надо превысить традиционную программу экспансии популяции, конкурирующей с другими. Мы уже главные.
Поняв, как тут все устроено, и адекватно встроившись в биогеохимический круговорот, направляемый живым веществом Земли, на своем законном месте, в гармонии с остальными 3 миллионами видов, мы откроем новую эру развития биосферы: ноосферу, отмеченную культурной биогеохимической миграцией вещества в общепланетарном масштабе. Пока же мы в общепланетарном масштабе делаем из живого вещества косное, отравляя химией и радиацией землю, воду и воздух, уничтожая виды и нарушая экологический баланс биосферы, мы будем болеть все сильнее и непоправимей.
Человечество может выжить, только если выступит как единое целое и гармоническая часть единой биосферы, то есть - исцелится не на персональном, а на популяционном уровне. Нам надо отдать долги биосфере и вернуть дела в порядок, а затем наладить разумное биосфероцентрическое взаимовыгодное существование человечества. Тогда живому веществу биосферы, направляющему ее развитие, станет наконец понятно, зачем мы сформировались в процессе цефализации, то есть последовательного возникновения организмов со все более сложной и совершенной нервной системой.
Кстати, мы тут на Земле – вовсе не одни с претензией на венец творения. Эволюция произвела два альтернативных высших типа нервной деятельности: один наш, условно-рефлекторный, другой - у насекомых, безусловно рефлекторный. Общественные насекомые типа пчел, в отличие от нас, не имеют морали и героизма, а безусловно рефлекторно умирают ради выживания своего улья. Наша свободная воля позволяет пренебрегать интересами человеческого и биосферного «улья» в пользу своей корысти, и если наши высокоразвитые мозги не заставят нас осознанно выбирать биосферную взаимную выгоду, то мы погубим себя, а наше место займут правильно себя ведущие экологичные насекомые. И биосфера в этом решении будет права. Да при теперешнем своем поведении мы ей другого решения и не оставим.
Ведь Тимофеев-Ресовский еще в 1968 году сказал, что проблема «Биосфера и человечество» - это проблема номер один, и проблема срочная, но «большинством людей недостаточно осознанная». И что же? За прошедшие десятилетия мы лишь больше самоизолировались от живых существ в конкурентном мышлении. И еще пуще вошли в конфликт с биосферой в своих экспериментаторских потребительских амбициях. Являясь природным биологическим и геологическим явлением, стоящим в едином эволюционном ряду развития биосферы, к началу 21 века мы своими отходами так загадили Землю, что на ней не осталось ни здоровой почвы, ни воды, ни воздуха. И продолжаем отравлять ее.
Одно из главных проявлений жизни состоит не столько в нарастании живой массы, сколько в умножении, разнообразии и усложнении числа живых особей. Наш косный «прогресс» привел к сокращению генофонда всех существ и всего живого вещества планеты, глобальной эрозии почв, исчезновению лесов и росту пустынь, тотальному заражению и общей деградации биосферы, радиоактивному и химическому заражению, перекосу термодинамического поля Земли до глобального потепления - и тотальному росту нашей собственной психосоматики. Так что на вопрос – кто прогрессивнее: человек или чумная бацилла? – скоро нужно будет твердо отвечать: бацилла.
Человечество и биосфера: отвечаем за все
Как писал Тимофеев-Ресовский, популяция человека отличается двумя признаками: численное возрастание и малое давление естественного отбора. Поэтому в нашем виде чрезмерно высок процент «засоренности» генофонда мутациями, дающими неблагоприятные признаки. Так что если мы не хотим убивать своих нездоровых детей при рождении, то мы должны быть больше всех прочих видов на Земле заинтересованы в благополучии биосферы и снижении давления на нас стрессогенных факторов.
Медицинская статистика уже в прошлом веке показывала избыток наследственных болезней и патологических признаков, возникших в популяции благодаря выживаю людей с мутировавшими генами. А поскольку при нашем безумном поведении в биосфере и глобальном росте нашей популяции практически все мутации возникают повторно, то у каждого нового поколения людей растет риск разнообразных известных и новых заболеваний. А все от антропоцентрического, не биосферного отношения к жизни.
Закоснев в своем антропоцентризме, мы отказались от совместной эволюции с биосферой, обозвали ее «окружающей средой», как будто она – наша служанка. Одной рукой мы вредим биосфере, другой – защищаем абстрактную природу от последствий нашей же собственной деятельности. Довольно. Нам всего лишь надо стать частью биосферы, на своем уникальном, натуралистически осознанном месте.
На наше счастье, уже в 1962 году Тимофеев-Ресовский выделил четыре уровня явлений жизни, на которые мы можем ориентироваться в нашем биосферном мышлении:
• генотипический, отвечающий за внутриклеточные управляющие системы, за репродукцию, передачу генетической информации и определение наследственной изменчивости;
• отногенетический, осуществляющий развитие отдельной особи во времени и пространстве;
• эволюционный, задающий исторический процесс изменения форм организмов и всей биосферной филогенетики;
• биохронологический (биогеоценозный), отвечающий за развитие во времени сообществ разных видов, взаимодействие живой и косной природы и полный круговорот биогеохимической энергии и вещества в биосфере.
Между всей мертвой и живой природой биосферы, включая нас самих, есть генетическая связь, которая и есть суть естественного развития нашей планеты и нас самих. Именно утрата этого ощущения принадлежности к целостному гармоническому миру и приводит нас к психосоматике, от СПИДа и рака, отражающих провал нашего иммунитета, до безумия и терроризма, демонстрирующих провал нашей психики. Не «природу вообще», не необъятный Космос или «дискретный» микромир, а именно биосферу преобразует человечество. По уровню развития биосферы должны мы судить об уровне наших достижений как популяции с самой сложной и совершенной нервной системой на Земле. И пока, судя по результатам нашей деятельности, мы ведем себя как неуемные психопаты, про которых на Руси говорят: умная голова дураку досталась.
Что ж нам делать? Первым делом человечество по привычке, конечно, кинется к технологиям. И созданное нашей высокоразвитой нервной системой компьютерное моделирование, безусловно, поможет нам понять будущее и прошлое. Но только если мы снимем с глаз антропоцентрические шоры и заложим в эти модели истинное биосферо-центрическое описание мира, включая «неровное» время созревания биогеоценозов. Ноосферное мышление всеобщего сотрудничества, а не идеальную линейную стрелу, ведущую прямиком к нашей геростратовой сверхприбыли и вымиранию биосферы.
Как? В краткосрочной терапии ДеШезера, ориентированной на решение, на оси от нуля до идеала время личных перемен человека течет неровно. Так же биосферное устройство и время Земли имеют свои нелинейные законы, в которых человечеству надо знать свое место, а не пытаться занять все возможное время и пространство, игнорируя порождаемый этим коллапс.
На что ж надеяться? Думаю, на то, что человеческая мысль, как писал Вернадский, «есть функция биосферы, а не только организма. И аналитический прием разделения всегда ведет к неполному и неверному представлению, так как в действительности «природа» есть организованное целое,… организованная земная оболочка – биосфера – и должна отражаться как целое во всех наших научных представлениях». И в художественных - тоже, добавлю я, вспоминая Леонардо да Винчи и идеи ансамблевой логики биосферного мышления, которых придерживался тот же Вернадский.
Не экономический или медицинский, психический или технический кризис человечества, а кризис биосферы – вот самая большая наша проблема. Только решая ее, от уровня личного нравственного выбора каждого человека до биосферной стратегии жизни всей популяции Homo Sapiens, мы начнем наконец выздоравливать сами и дадим шанс природного развития нашим детям. Мышление партнерства и содружества, а не конкуренции - вот наш путь. Тогда нам не от чего и незачем будет болеть ни душой, ни телом - у нас не будет на это времени. Мы будем заняты раскрытием потенциальных возможностей биосферы и оптимизацией всех ее производительных, творческих сил.
Поняв, как тут все устроено, и адекватно встроившись в биогеохимический круговорот, направляемый живым веществом Земли, на своем законном месте, в гармонии с остальными 3 миллионами видов, мы откроем новую эру развития биосферы: ноосферу, отмеченную культурной биогеохимической миграцией вещества в общепланетарном масштабе. Пока же мы в общепланетарном масштабе делаем из живого вещества косное, отравляя химией и радиацией землю, воду и воздух, уничтожая виды и нарушая экологический баланс биосферы, мы будем болеть все сильнее и непоправимей.
Человечество может выжить, только если выступит как единое целое и гармоническая часть единой биосферы, то есть - исцелится не на персональном, а на популяционном уровне. Нам надо отдать долги биосфере и вернуть дела в порядок, а затем наладить разумное биосфероцентрическое взаимовыгодное существование человечества. Тогда живому веществу биосферы, направляющему ее развитие, станет наконец понятно, зачем мы сформировались в процессе цефализации, то есть последовательного возникновения организмов со все более сложной и совершенной нервной системой.
Кстати, мы тут на Земле – вовсе не одни с претензией на венец творения. Эволюция произвела два альтернативных высших типа нервной деятельности: один наш, условно-рефлекторный, другой - у насекомых, безусловно рефлекторный. Общественные насекомые типа пчел, в отличие от нас, не имеют морали и героизма, а безусловно рефлекторно умирают ради выживания своего улья. Наша свободная воля позволяет пренебрегать интересами человеческого и биосферного «улья» в пользу своей корысти, и если наши высокоразвитые мозги не заставят нас осознанно выбирать биосферную взаимную выгоду, то мы погубим себя, а наше место займут правильно себя ведущие экологичные насекомые. И биосфера в этом решении будет права. Да при теперешнем своем поведении мы ей другого решения и не оставим.
Ведь Тимофеев-Ресовский еще в 1968 году сказал, что проблема «Биосфера и человечество» - это проблема номер один, и проблема срочная, но «большинством людей недостаточно осознанная». И что же? За прошедшие десятилетия мы лишь больше самоизолировались от живых существ в конкурентном мышлении. И еще пуще вошли в конфликт с биосферой в своих экспериментаторских потребительских амбициях. Являясь природным биологическим и геологическим явлением, стоящим в едином эволюционном ряду развития биосферы, к началу 21 века мы своими отходами так загадили Землю, что на ней не осталось ни здоровой почвы, ни воды, ни воздуха. И продолжаем отравлять ее.
Одно из главных проявлений жизни состоит не столько в нарастании живой массы, сколько в умножении, разнообразии и усложнении числа живых особей. Наш косный «прогресс» привел к сокращению генофонда всех существ и всего живого вещества планеты, глобальной эрозии почв, исчезновению лесов и росту пустынь, тотальному заражению и общей деградации биосферы, радиоактивному и химическому заражению, перекосу термодинамического поля Земли до глобального потепления - и тотальному росту нашей собственной психосоматики. Так что на вопрос – кто прогрессивнее: человек или чумная бацилла? – скоро нужно будет твердо отвечать: бацилла.
Человечество и биосфера: отвечаем за все
Как писал Тимофеев-Ресовский, популяция человека отличается двумя признаками: численное возрастание и малое давление естественного отбора. Поэтому в нашем виде чрезмерно высок процент «засоренности» генофонда мутациями, дающими неблагоприятные признаки. Так что если мы не хотим убивать своих нездоровых детей при рождении, то мы должны быть больше всех прочих видов на Земле заинтересованы в благополучии биосферы и снижении давления на нас стрессогенных факторов.
Медицинская статистика уже в прошлом веке показывала избыток наследственных болезней и патологических признаков, возникших в популяции благодаря выживаю людей с мутировавшими генами. А поскольку при нашем безумном поведении в биосфере и глобальном росте нашей популяции практически все мутации возникают повторно, то у каждого нового поколения людей растет риск разнообразных известных и новых заболеваний. А все от антропоцентрического, не биосферного отношения к жизни.
Закоснев в своем антропоцентризме, мы отказались от совместной эволюции с биосферой, обозвали ее «окружающей средой», как будто она – наша служанка. Одной рукой мы вредим биосфере, другой – защищаем абстрактную природу от последствий нашей же собственной деятельности. Довольно. Нам всего лишь надо стать частью биосферы, на своем уникальном, натуралистически осознанном месте.
На наше счастье, уже в 1962 году Тимофеев-Ресовский выделил четыре уровня явлений жизни, на которые мы можем ориентироваться в нашем биосферном мышлении:
• генотипический, отвечающий за внутриклеточные управляющие системы, за репродукцию, передачу генетической информации и определение наследственной изменчивости;
• отногенетический, осуществляющий развитие отдельной особи во времени и пространстве;
• эволюционный, задающий исторический процесс изменения форм организмов и всей биосферной филогенетики;
• биохронологический (биогеоценозный), отвечающий за развитие во времени сообществ разных видов, взаимодействие живой и косной природы и полный круговорот биогеохимической энергии и вещества в биосфере.
Между всей мертвой и живой природой биосферы, включая нас самих, есть генетическая связь, которая и есть суть естественного развития нашей планеты и нас самих. Именно утрата этого ощущения принадлежности к целостному гармоническому миру и приводит нас к психосоматике, от СПИДа и рака, отражающих провал нашего иммунитета, до безумия и терроризма, демонстрирующих провал нашей психики. Не «природу вообще», не необъятный Космос или «дискретный» микромир, а именно биосферу преобразует человечество. По уровню развития биосферы должны мы судить об уровне наших достижений как популяции с самой сложной и совершенной нервной системой на Земле. И пока, судя по результатам нашей деятельности, мы ведем себя как неуемные психопаты, про которых на Руси говорят: умная голова дураку досталась.
Что ж нам делать? Первым делом человечество по привычке, конечно, кинется к технологиям. И созданное нашей высокоразвитой нервной системой компьютерное моделирование, безусловно, поможет нам понять будущее и прошлое. Но только если мы снимем с глаз антропоцентрические шоры и заложим в эти модели истинное биосферо-центрическое описание мира, включая «неровное» время созревания биогеоценозов. Ноосферное мышление всеобщего сотрудничества, а не идеальную линейную стрелу, ведущую прямиком к нашей геростратовой сверхприбыли и вымиранию биосферы.
Как? В краткосрочной терапии ДеШезера, ориентированной на решение, на оси от нуля до идеала время личных перемен человека течет неровно. Так же биосферное устройство и время Земли имеют свои нелинейные законы, в которых человечеству надо знать свое место, а не пытаться занять все возможное время и пространство, игнорируя порождаемый этим коллапс.
На что ж надеяться? Думаю, на то, что человеческая мысль, как писал Вернадский, «есть функция биосферы, а не только организма. И аналитический прием разделения всегда ведет к неполному и неверному представлению, так как в действительности «природа» есть организованное целое,… организованная земная оболочка – биосфера – и должна отражаться как целое во всех наших научных представлениях». И в художественных - тоже, добавлю я, вспоминая Леонардо да Винчи и идеи ансамблевой логики биосферного мышления, которых придерживался тот же Вернадский.
Не экономический или медицинский, психический или технический кризис человечества, а кризис биосферы – вот самая большая наша проблема. Только решая ее, от уровня личного нравственного выбора каждого человека до биосферной стратегии жизни всей популяции Homo Sapiens, мы начнем наконец выздоравливать сами и дадим шанс природного развития нашим детям. Мышление партнерства и содружества, а не конкуренции - вот наш путь. Тогда нам не от чего и незачем будет болеть ни душой, ни телом - у нас не будет на это времени. Мы будем заняты раскрытием потенциальных возможностей биосферы и оптимизацией всех ее производительных, творческих сил.