войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • художник, представитель галереи
Заказ работы

Культурный бренд Петербурга XXI века: российское окно в глобальный мир цифровой эпохи

Наталья Гарбер, 2013,
из книги «Литературный бренд Россия. Как вернуть былую славу русскому слову?» на базе авторской колонки в журнале «Книжная индустрия»
Вопрос «Что нам сделать, чтоб стать знаменитыми?» неверен в принципе. Надо спрашивать: «Что нам сделать, чтобы стать уместными? Как мы можем приложить себя к делу в этом мире, что важное мы можем совершить?»… причем для России важно, чтобы какой-то крупный город взял на себя задачу поддержания, ревизии и «переизобретения» культурного образа России для мира. Санкт-Петербург для этого – лучшая кандидатура из всех. Это город позволяет представить Россию как часть мировой культурной души человечества.
Саймон Анхольт, разработчик концепции национальных брендов и руководитель авторских всемирных рейтингов городов и стран, политический консультант с опытом работы с более чем 50 главами государств и правительств по всему миру, лауреат Nobels Colloquia Prize for Economics Leadership 2009 и приза в области устойчивого развития 7 Мультикультурного форума (Париж, 2010), основатель глобального движения Good Country Movement, из интервью Наталье Гарбер, 29.12.2012

Что бы ни писал русский писатель, что бы ни рисовал художник, что бы ни продавал коммерсант, мир покупает у него в первую очередь образ современной России, а потом уже его собственный сторителлинг. Поэтому от мрачной безнадежности «русских ужастиков», коими представлена сегодня наша страна на мировом книжном рынке, мы начнем возвышаться до оптимистических литаний о России XXI века. А для этого пересчитывать в светлых тонах нам надо в первую очередь образ России, а потом и собственное творчество. И начнем двигать новый, возвышенный и прекрасный, культурный образ России в мир, начиная с ее культурной столицы.
На Международном писательском форуме 2013 Школы малой прозы и поэзии я сделала свой первый шаг от создания светлого образа России на практикуме «Create St-Petersburg». Сочинить за три часа нетривиальную, современную и живую бренд-историю знаменитого города – задача серьезная. В Санкт-Петербурге мы с участниками Школы попробовали ее решить и сделали два открытия. Первое. У людей есть удивительные истории о городе, надо только их услышать и обнаружить сквозные темы. Второе. Брендовая история культурной столицы может быть рассказана в трех строках. Главное – чтобы эти строки были поэтическими.

Общая модель построения городского бренда
Бренд города следует оценивать и строить на основании синергии шести его компонент: текущего бренда города, от которого в любом случае придется строить путь к новому имиджу; места его расположения, позволяющего поставить город в ландшафтный контекст; экономического, культурного, туристического и образовательного потенциала; «пульса города», отражающего ритм жизни и насыщенность событиями в нем; коммуникативного поведения жителей, создающих приветливую или отталкивающую, открытую или неприступную среду для себя самих, приезжих и гостей города; и представлений целевых аудиторий города о том, насколько просто им будет в нем жить – то есть ожиданий, которые либо сдерживают, либо стимулируют строительство отношений людей с городом.
Саймон Анхольт, из книги «Competitive Identity» («Конкурентная идентичность»)

Конкурентная идентичность города это не отдельная программа улучшения комплекса ЖКХ или творческое событие, а цельная форма планирования, политической работы и развития. Бренд должен проникать насквозь все городские процессы, а не быть вишенкой на торте. Развитие и оценка состояния бренда должна быть встроена в каждодневную работу основных стейкхолдеров (заинтересованных лиц) процесса, ибо грамотное развитие городского бренда окажет влияние на всех крупных игроков территории. Конкурентная идентичность важна для администрации, делового и гражданского общества, и требует их долгосрочного сотрудничества.
Когда брендинг города выходит на системный уровень и становится стратегическим проектом, ему необходима личная поддержка мэра и большие финансовые вливания, иначе он не будет воспринят массами как серьезное начинание. Однако приводящие к масштабным переменам процессы городского брендинга начинаются сегодня в различных, и зачастую творческих сферах жизни городов, и книжная индустрия – не исключение.
Такие инициативные проекты «снизу» преуспевают и становятся интересны руководству, бизнесу и людям города, если новый бренд и его команда обладают четырьмя свойствами: мудрость, позволяющая удерживать баланс между краткосрочными и долгосрочными целями; терпение, позволяющее добиться перемен, которым нужны годы, а то и десятилетия; воображение, порождающее инновации и креативные процессы, грамотное управление которыми обеспечивает реальный, здоровый прогресс; и забота, ибо только искренне заинтересованные люди вызывают доверие и способны к правильному управлению экологией, экономикой и духом человеческих сообществ.
Эти четыре свойства по сути должны быть обязательной частью бренда города, к которой следует добавить какие-то его особенные черты. Модель развития бренда я бы назвала «моделью двойного управления»: что снаружи (реклама и ПР), то и внутри (реальные перемены). Все успешные проекты территориального брендинга основаны на этом подходе, ибо только искренние бренды и команды правильно притягивают и разумно организуют людей, а затем поддаются масштабированию. Для пилотного проекта нужна сбалансированная модель брендинга и креативная группа инициаторов, готовность с открытым сердцем услышать разные городские истории и терпеливо прочувствовать интегрирующую их тему, дружелюбная атмосфера работы и талант сторителлинга – рассказывания и написания историй.
Дальше движение идет «коньковым шагом» цикла управления изменениями: стратегическая идея (литературный бренд как центр проекта), пилот (ядерный текст, созданный как продукт мозговой атаки Школы малой прозы и поэзии на Международном писательском форуме 2013), тиражирование – делаем серию проектов на базе ядерного образа и текста. И, наконец, последний этап стандартизации – фиксируем, что раз мы уже живем в городе этих историй, то их совокупность является частью городского бренда.
Сегодня на рынке городского брендинга системные решения начинают и выигрывают. Так что раз уж литературная индустрия это основа креативного кластера России, то, как ни смешно, наш скромный писательский проект городского брендинга имеет шанс стать основой для больших перемен. Насколько мощным будет наше брендинговое движение, и какие народные массы мы им охватим – время покажет.

Питерские истории в литературной обработке. Блиц-эскиз
В отличие от бренда нового продукта, вы не можете создать бренд места «с нуля», потому что территория уже имеет его. Я часто говорю, что люди это и есть бренд, ибо он отражает их гениальность, потому что образование, способности и стремления жителей создают потенциал для политики, туризма, бизнеса, культурной и социальной жизни. Поэтому создание и реализация конкурентной идентичности скорее напоминает добычу горной руды, чем штамповку. Нужно глубоко изучить историю, культуру, географию, общество этого места.
Саймон Анхольт, из книги «Competitive Identity»(«Конкурентная идентичность»)

Чтобы дать нам больше шансов, при отборе и литературном форматировании историй, которые предложили участники Школы на МПФ-2013, я мысленно опиралась не только на модель Анхольта, но и на параметры оценки городских проектов РА «Эксперт»: экология, энергоэффективность и транспорт (для литературных историй мы берем эти понятия в широком символическом смысле), социальные пространства и сообщества, градостроительство, Smart-технологии и современный историзм.
По поводу последнего критерия надо сказать особо, потому что когда член совета директоров Ассоциации креативных немецких компаний Create Berlin Роберт Айзольт попросил рассказать ему «личные» истории Санкт-Петербурга, которые он точно не прочтет ни в каких путеводителях, участники выдали ему серию редких исторических справок о разрушении зданий и трагических событиях XIX-XX века. Взорванные церкви, блокада, мистическая мрачность и унылые нескладушки советской жизни. Из настоящего самым развеселым были пробки на дорогах и молодые лица на улицах. Я, сказал эксперт, и так представляю себе Санкт-Петербург как город мрачных сюжетов Достоевского. Между тем понятно, что бренд города вообще и конкурентная идентичность Санкт-Петербурга XXI века должен быть привлекающим, а не пугающим. Россия, как мы знаем, и так не считается слишком веселым местом на Земле, и жители других стран, да и собственное население города и страны, пожалуй, будет более привлечено чем-то светлым, а не воспоминаниями о прошлых трагедиях.
Со своей стороны добавлю, что РА «Эксперт», проводя конкурс городских проектов в 2013 году, также обнаружил эту тенденцию: городские бренды строятся на историях прошлого - 50% заявок на конкурс посвящены именно ему. Понятно, что вдохновляющую историю в таком случае строят на теме героического преодоления тягот, и бренд города увязает в перипетиях прошлого, которое мы никак не преодолеем. Вторая тема, которую отследил «Эксперт» в общенациональном конкурсе и я в нашем литературном практикуме, это гордость городским сообществом – второй темой по частоте на практикуме была дружелюбность и высокая культура питерцев. Но и тут оптимизма было мало, ибо истории об обоих качествах неизменно касались уходящего поколения старой питерской интеллигенции.
Немецкий оптимист заскучал, и вдруг нам повезло. Дивная участница Школы малой прозы и поэзии программист Юлия Юхно, автор серии городских новелл, вошедших в сборник «Россия глазами поэтов 2013», подарила нам свою историю Санкт-Петербурга, которая показала, что мы не зря потратили полтора часа, выруливая к свету: «Когда я приехала в Питер из родного города учиться на инженерном факультете, друзья устроили меня подрабатывать в Академии художеств моделью для скульпторов. В Академию пускали по пропускам, и когда я прошла в общество избранных, то оказалась в комнатке, где другие девушки ждали своего часа. Они оказались студентками филфака и читали Пруста. У меня с собой тоже была какая-то книжка, и я тоже села читать. Затем нас всех позвали в зал, мы обнажились, сели читать дальше – и когда скульпторы обошли нас кругом, выбирая ракурс, меня поразила целомудренность атмосферы. Все так просто: Она любит Пруста, а Он любит глину и просто мнет ее руками. А где-то между ними и рождается искусство, те статуи, которыми полон город. Без усилий, направленных друг на друга. Из ничего и невзначай».
Не знаю, как для Вас, а для меня это, безусловно, брендовая Питерская история. В ней есть и литература, и архитектура, и особые питерские отношения, и наконец, молодежь, и много еще всего. Я почуяла, что мы вырулили на финальный перегон и подытожила по модели Анхольта тот бренд, который у нас вышел из всех выданных группой историй. Образ, который владел сознанием аудитории и не пускал ее к свету, выглядел так:
• Текущий бренд: блокада, разруха, мистика
• Место расположения: окно в Европу посреди болотной темени и холода
• Потенциал: молодежь в целом и обнаженные модели с Прустом в частности
• Пульс: в ритме небыстрого вальса
• Жители: считают, что расположены помочь чужаку навигировать по городу
• Представления целевой аудитории: Запад считает Питер миром Достоевского, Россия - местом культурного досуга, а жители – культурной столицей
После такого резюме очевидно, что надо сделать над собой усилие и не просто увидеть свет в конце туннеля, но туннель по дороге тоже осветить.

Город в три строки
Если найденная идентичность территории не отражает нечто действительно фундаментальное и правдивое о ней, ни население, ни внешний мир не примут созданного бренда. Только правдивые и более интересные новые истории смогут заменить прежний образ места в восприятии людей. Поэтому так важно выработать верную для всех стейкхолдеров систему критериев, по которым сюжеты отбираются для брендинга места. И если удается найти идею, которая «играет» во всех шести компонентах бренда, то она вероятней всего способна будет добавить нечто существенное к имеющемуся бренду территории и вложения в нее окупятся.
Саймон Анхольт, из книги «Competitive Identity»(«Конкурентная идентичность»)

Чтобы сконцентрироваться, мы себя ограничили в объеме и взяли жесткий формат: хокку «Самое главное о Питере». Формат хокку предполагает любование настоящим моментом, что для ядра городского бренда кажется мне оптимальным. А дальше – ключевые образы города нужно уложить в три краткие строки: 5\7\5 слогов.
Говорят, чтобы у людей все сложилось, нужно, чтобы между собой договорились тело, душа и дух. У нас вышло, что душа Санкт-Петербурга – это ангел на шпиле. Тело города лучше всего выражают знаменитые питерские скульптуры львов у различных дверей. Весь город живет над водой, в воде, вокруг воды, и надо это как-то в бренде отразить. Трагедия города ярче всего отражается образом храма Спаса на Крови, который тоже стоит на канале. А дух культурной столицы – это, конечно, креатив и творчество, российская культура, открытая миру, и наша мечта про креативные индустрии. Мы с участниками Школы малой прозы и поэзии потратили час на создание трех строк хокку и теперь мы дарим Вам ядерный образ бренда Санкт-Петербурга:
 
Ангел над водой
В сопровождении львов.
Вдохновение.

Мы уже едем по Питеру наших историй.
Ниже - страница из моей книги "Культурный бренд "Россия" для инноваторов цифровой эпохи" 2023 года, с которой уже стартовала моя Мастерская культурных брендов людей, организаций и территорий. Присоединяйтесь :)
PS Я прочел Ваше письмо несколько раз – оно заставило меня серьезно задуматься. Это приятно, потому что большинство писем не производят такого эффекта!
Вы очевидно очень чувствительны, поэтому попали сразу в несколько целей. Да, я действительно несколько менее счастлив, чем 10 или 20 лет назад. В английском у нас есть ужасное выражение «метать бисер перед свиньями», и хотя я от природы не способен судить о других свысока, я чувствую, что все большая часть моей работы происходит впустую. Я генерирую хорошие идеи, которыми горжусь, но неспособен продвинуть их в мир.
У меня нет площадки, с которой люди моги бы услышать меня, нет власти и влияния, чтобы реализовать свои лучшие идеи, а сильные мира сего обычно обладают слишком слабым воображением и слишком нерешительны, чтобы воплотить их. Так что я не столько несчастен, сколько чувствую себя все более неспособным и фрустрированным. Сейчас мне 51 год, и я чувствую, что за время жизни во мне стало больше мудрости, понимания и доброты, но не влияния – и это дискомфортное ощущение…
Я собираюсь серьезно подумать о том, что вы сказали о поэзии. Я не уверен, что в точности понял вашу мысль, но идея поэтизации вызывает у меня положительный отклик как возможный путь к освобождению, к нахождению пути выхода из «науки» политической практики в «искусство» философии, поэзии, культуры и этики – какая прекрасная мысль. И, конечно, искусство воздействует на людей гораздо глубже, чем политика. Политика очень скучна и не возвышает душу. А между тем именно возвышение душ – своей и других – действительно мотивирует меня, если честно.
Спасибо за ваши мысли, которые были драгоценны. Я уверен, мы еще поговорим.
Саймон Анхольт, автор концепции национальных брендов, политический консультант 54 глав государств, автор всемирного рейтинга Good Country Index, запущенного после этого письма речью на TED-2014 (5+ млн просмотров), вместо рейтинга брендов стран и городов, который был «лицом» Саймона 20 лет - пока он не дал мне интервью, после которого я предложила ему сделать единый инвестиционный и биосфероцентричный, а не эгоцентричный бренд для всех государств планеты; бывший креативный директор международного рекламного агентства McCann Erikson, автор книг «Places: Identity, Image and Reputation» и «Competitive Identity», главред журнала «Place Branding and Public Diplomacy», лауреат Nobels Colloquia Prize for Economics Leadership; из переписки после интервью Анхольта, данного Наталье Гарбер на Московском Урбанистическом Форуме 2012