войти
опубликовать

Леон Баттиста
Альберти

1404−1472
Леон Баттиста Альберти (итал.Leon Battista Alberti, 18 февраля 1404, Генуя – 25 апреля 1472, Рим) – крупнейший архитектор эпохи Возрождения, прославившийся также как теоретик искусства, литератор, ученый-гуманист, математик, криптограф и картограф, педагог и юрист, словом, настоящий ренессансный L'uomo universale.

Особености творчества Леона Баттисты Альберти. В фундаментальном сочинении «Десять книг о зодчестве» Альберти дал развернутую теорию ренессансной архитектуры. Постройки по проектам Альберти считаются эталоном ренессансного зодчества. В них обозначен бескомпромиссный разрыв со средневековой традицией и творческое переосмысление архитектурных принципов античности. Идеи Альберти имели значительное влияние на дальнейшее развитие европейской архитектуры.

Известные работы Леона-Баттисты Альберти: Палаццо Ручеллаи (Флоренция), проект фасада церкви Санта-Мария Новелла (Флоренция), Темпио Малатестиано (кафедральный собор Сан-Франческо, Римини), базилика Сант-Андреа (Мантуя).

Как и в случае со многими другими корифеями эпохи Возрождения, биография Леона Баттисты Альберти тесно связан с Флоренцией. Там находятся два его важнейших архитектурных шедевра – Палаццо Ручеллаи и церковь Санта-Мария Новелла, для которой Альберти спроектировал фасад. Но родился Альберти в Генуе.

За три года до этого его отец Лоренцо Альберти, представитель богатого флорентийского рода, был изгнан из Флоренции политическими противниками. В Генуе он познакомился с местной аристократкой Бианкой Фиески. Они не были венчаны и их сын, которому родители дали имя Баттиста, таким образом, являлся незаконнорожденным. Что касается второй части имени – Леон – то её Альберти добавит к своему имени самостоятельно позже.

Отец заботился о достойном воспитании для юного Альберти и в 10-летнем возрасте отправил сына в пансион знаменитого гуманиста, риторика и грамматика Гаспарино да Барцицца в Падуе. За семь лет, проведённых там, Баттиста получил блестящее гуманитарное образование.

В 17 лет он поступает в старейший в Европе Болонский университет, где намеревается изучать право, и параллельно слушает лекции по философии и теологии. Интерес к античной литературе и науке сподвиг Альберти на изучение греческого – вдобавок к обязательной латыни. После смерти отца молодой ученый едет в Падую, чтобы некоторое время изучать в местном университете физику и математику. Одновременно с этим Леон Баттиста дебютирует как литератор. Он выпускает на латыни комедию «Филодокс», сочиняет басни в подражание любимому древнему писателю Лукиану, а также пишет диалог «Деифира» на вольгаре – современном тосканском диалекте.

Когда Альберти получает степень доктора канонического права, по иронии судьбы, его собственные юридические и денежные дела его идут из рук вон плохо. Будучи незаконнорожденным, он не имеет права на капитал своего отца, ему приходится пережить серьезные материальные трудности и тяжбы с родственниками из-за наследства.

Но были и светлые события: в 24 года он впервые оказывается во Флоренции – представители его фамилии получают, наконец, возможность вернуться в родной город. Флоренция, как известно, колыбель Ренессанса. Здесь Альберти сводит знакомства со многими выдающимися людьми своего времени – архитекторами, художниками, учеными-гуманистами. В их числе – Донателло, Брунеллески, Мазаччо.

Аббревиатор Римской курии

В это же время Альберти начинает карьеру в церковной среде. Он становится секретарем у влиятельного кардинала Николо Альбергати, и это открывает перед ним новые перспективы. В составе свиты кардинала он путешествует по Европе, посещает Германию и Бургундию, а в 1432 году папа Евгений IV даже снимает с 28-летнего Альберти статус незаконнорождённости.

Высший римский клир благоволит Альберти – он не только эрудирован, умен, но и на редкость дипломатичен. Джорджо Вазари свидетельствует: «Был Леон Баттиста человеком нрава обходительнейшего и похвального, приветливым и вежливым со всеми без исключения».
Эти качества и протекция влиятельных покровителей обеспечивают Альберти должность аббревиатора Римской курии. Этой непыльной работе он посвятит более тридцати лет. Вся его обширнейшая научная деятельность, приходящаяся на это время, де-юре была для Альберти чем-то вроде хобби, в то время как его основная «работа» – визировать папские послания (breve) перед тем как они будут отправлены епископам на местах.

Кстати, Альберти иногда ставят в упрёк то, что он лично не занимался реализацией ни одного из своих архитектурных замыслов – ни капеллы Ручеллаи, ни фасады Санта-Мария Новелла, ни Темпио Малатестиано, ни мантуанских церквей. Альберти лишь разрабатывал новаторские проекты, а биться над их воплощением в жизнь, бороться с возражениями заказчика и сопротивлением материала, нехваткой средств или нереализуемостью совсем уж авантюрных идей (вроде купола как у античного Пантеона над храмом в Римини) должны были архитекторы-практики.

Очевидно, обязанности аббревиатора были не слишком обременительны, потому что львиную долю своего времени Альберти посвящал научным и литературным штудиям. Из-под его пера выходят латинский трактат «О праве» и диалог «Понтифик». Его латынь современники признают совершенной и очень изысканной, но, несмотря на это, литературные произведения Альберти стремится писать на тосканском диалекте (вольгаре). Причем Альберти преуспел как в лингвистической теории, так и в практике: во-первых, подготовил трактат «О тосканском языке», способствуя становлению современного литературного языка, а во-вторых, его собственные стихи на вольгаре не раз побеждали в поэтических соревнованиях и были весьма популярны.

«Человек универсальный»

Опыты Альберти-художника и Альберти-скульптора скромны, его больше интересует теоретическая сторона дела. В его трактате «О живописи» рассматриваются вопросы света, композиции и перспективы. Впечатление иногда таково, что какой бы сферы ни касался Леон Баттиста Альберти, по итогам изучения он непременно оставлял потомкам трактат. О его математических опытах свидетельствует работа «Математические забавы», о его интересе к вопросам морали – трактат «Домострой», его увлечение криптологией подкреплено трактатом «О составлении шифров».

Вообще, если собрать всё написанное Альберти, с трудом верится, что на такое способен один человек. Объем и разнообразие тематики впечатляют даже по меркам его изобилующей учеными-универсалами эпохи. Знаменитый итальянский литературный критик XIX века Франческо де Санктис писал об Альберти: «Несомненно, он был самым образованным человеком своего времени и наиболее совершенно выражал свой век в его основных тенденциях».

До нас дошла и автобиография великого архитектора, но её аутентичность подвергается некоторыми учеными сомнению. Благодаря этому тексту можно узнать, что Альберти любил музицировать и петь, был отличным наездником и фехтовальщиком, архитектором и скульптором. А еще – что он был красив и статен, элегантно одевался и имел на редкость безупречные манеры.

Сочинение Альберти «О семье», недавно переведённое на русский, в Италии является хрестоматийным, его проходят в средней школе на уроках литературы.

«Весь его универсализм, – писал об Альберти советский историк искусства Алексей Дживилегов, – не что иное как грандиозная попытка познать мир и человека, понять их и истолковать средствами тех дисциплин, которыми располагало человеческое знание в его время».

Леон Баттиста Альберти – теоретик архитектуры

При всём разнообразии интересов знаменитого гуманиста и ватиканского функционера, в истории он остался прежде всего как крупнейший архитектор-реформатор и автор фундаментальных «Десяти книг о зодчестве».

Большая часть жизни Альберти, в связи с избранным им видом деятельности, прошла в Риме (об этом он, по своему обыкновению, тоже оставил сочинение – «Описание города Рима»). Здесь к числу его увлечений добавилась археология. Ревностное и тщательное изучение римской архитектуры стало фундаментом собственных архитектурных концепций Альберти. Он писал: «Не было нигде ни одного хоть сколько-нибудь прославленного произведения древних, в котором я не стал бы тотчас доискиваться, нельзя ли чему научиться. Я никогда не упускал случая испытывать, рассматривать, измерять, зарисовывать, дабы всё, что кто-либо привнёс умом или искусством, охватить и постичь. Таким образом я облегчал труд писания страстью и наслаждением изучения».

«Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти – это развернутая теория ренессансной архитектуры, которая основывается на творческой переработке идей архитектуры античной. В основе концепции Альберти лежат принципы гармонии, пропорций, соразмерности частей и целого, функциональности и рациональности расположения объектов в городском пространстве.

Главные архитектурные шедевры Леона Баттисты Альберти

Первым произведением Альберти-архитектора, прославившим его как новатора, стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции. Это трехэтажное здание с плоским фасадом, каждый из этажей которого состоит из ритмически чередующихся окон и пилястр (полуколонн). Альберти создал его по заказу своего друга – флорентийского купца и мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи. Палаццо – это своего рода альбертиевская «энциклопедия» античных ордеров: на нижнем этаже используются полуколонны с дорийским ордером, на среднем – с ионическим, на верхнем – с коринфским. Чтобы облегчить архитектурный облик здания, Альберти придумал сделать каждый последующий этаж по высоте ниже предыдущего.

К палаццо примыкает церковь Сан-Панкрацио, в которой находится погребальная капелла Руччелаи с репликой (т.е., так сказать, «творческой копией») Гроба Господня, авторство которой тоже приписывают Альберти, однако не все исследователи с этим согласны.

Еще один бесспорный шедевр Альберти, выполненный по заказу Ручеллаи, – новый облик фасада флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. Альберти впервые использовал для оформления культового объекта гигантские декоративные волюты (завитки) по бокам фасада и облицевал его белыми и зелеными мраморными ромбами и квадратами.

Несколько других важнейших объектов в наследии Альберти находятся в городах Римини и Мантуя. Он осуществил проект перестройки церкви Сан-Франческо для тирана Римини Сиджизмондо Малатесты (так называемый Темпио Малатестиано – «Храм Малатесты»), задуманной как гигантская усыпальница для него и его возлюбленной. А в Мантуе по заказу Лодовико Гонзага Альберти работал над перестройкой церквей Сан-Себастьяно и Сант-Андреа. И если грандиозный проект в Римини, задуманный по образу римского Пантеона, остался незавершенным и дисгармоничным, то мантуанская церковь Сант-Андреа считается воплощением альбертиевских безупречных гармонии и выразительности.

Леон Баттиста Альберти скончался в Риме 20 апреля 1472 года в возрасте 68 лет. Его захоронение считается утраченным.

Анна Вчерашняя
Перейти к биографии