войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Архитектура
Дата создания: 1461
Работа в подборках: 1 подборка

Описание работы «Палаццо Ручеллаи»

Палаццо Ручеллаи, одна из жемчужин ренессансной архитектуры, располагается на скрещении узких флорентийских улиц Виа делла Винья Нуова, Виа дей Пальчетти и Виа дей Пургаторио.

Проект палаццо Ручеллаи разработал великий архитектор эпохи Возрождения Леон-Баттиста Альберти. Еще при жизни он прославился как выдающийся ученый-гуманист, литератор, автор фундаментальных «Десяти книг о зодчестве». Правда, весь «авторский надзор» во время постройки палаццо осуществлял не Альберти, а другой достойный зодчий – Бернардо Росселлино. Это связано с тем, что Альберти по роду занятий был аббревиатором Римской курии, он визировал папские послания – бреве. Это была его основная «работа», и потому в архитектуре он был скорее теоретик, чем практик.

Палаццо заказал Альберти его друг Джованни ди Паоло Ручеллаи, купец, банкир, меценат, флорентийский патриций, возводящий свой род к тамплиерам. Палаццо должно было продемонстрировать растущее влияние клана Ручеллаи в жизни Флоренции.

Известно, что на месте, где сейчас располагается палаццо, до его возведения располагалось восемь небольших построек, большая часть из которых принадлежала семье Ручеллаи. Альберти объединил их цельным фасадом. Именно этот псевдоантичный фасад делает палаццо знаменитым: дом Ручеллаи станет первым флорентийским палаццо, построенным по принципам ренессансного зодчества.

Альберти много времени проводил в Риме и был большим поклонником античной архитектуры, досконально знал её принципы и в собственных проектах часто использовал её элементы. Например, для фасада церкви Санта-Мария Новелла (заказчиком этого проекта также был Джованни Ручеллаи) Альберти использовал очертания классической триумфальной арки с фронтоном. Палаццо Ручеллаи напоминает еще одно культовое строение: в оформлении его фасада архитектор «процитировал» арки Колизея.

Альберти признавался, что для него нет задачи более приятной и увлекательной, чем украшение стен каменными колоннами. В палаццо Ручеллаи он смог сполна отдаться этому увлечению: стены всех трёх этажей здания разделены пилястрами. Пилястру еще называют «сплюснутой колонной». Она может иметь и конструктивную нагрузку, служа для укрепления стены, но основная её функция – декоративная.

Фасадная часть палаццо Ручеллаи состоит из целой системы пилястр – выступов стены, условно изображающих колонны. Пилястры, популярные в античности, в зодчестве средних веков использовались неохотно и редко. Своим триумфальным возвращением в архитектуру они обязаны именно Леону-Баттиста Альберти, большому поклоннику классического ордера.

Фасад палаццо Ручеллаи иногда называют «энциклопедией архитектурных ордеров». Дело в том, что пилястры, ритмично членящие каждый из трёх этажей, на каждом из них имеют различающиеся ордеры: первый этаж – тосканский, второй – ионический, а третий – коринфский.

«Во Флоренции XV века, – пишет историк искусства Ирина Данилова в книге «Итальянский город XV века: Реальность, миф, образ», – престижность семьи выражалась не в количестве этажей палаццо (их, как правило, было три), но в количестве порталов и окон по главному фасаду, выходящему на улицу или площадь».

С архитектурной точки зрения палаццо Ручеллаи располагается не в самом выгодном месте: он зажат между соседними строениями. Чтобы облегчить облик палаццо, Альберти прибег к интересному приёму: каждый последующий из этажей здания по высоте ниже предыдущего.

На первом этаже Ручеллаи проводил свои деловые встречи, второй этаж предназначался для приемов, на третьем этаже располагались жилые комнаты. Существует еще скрытый четвертый этаж (его сложно разглядеть с улицы) со служебными помещениями.

Со стороны внутреннего двора палаццо Руччелаи имеет крытую лоджию. Не все согласны, что лоджию также спроектировал Альберти, однако в её архитектуре повторены ведущие элементы фасада – колонны и арки. Предположительно, лоджия была пристроена в 1461-м для проведения свадьбы, соединившей два влиятельных флорентийских клана – Ручеллаи и Медичи.

Комментарии