войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Архитектура
Материалы: Железобетон, Камень
Дата создания: 1937
Местонахождение: США
Работа в подборках: 1 подборка

Описание работы «Дом над водопадом»

«Самый знаменитый дом в Америке» расположен над горным водопадом на скалистом склоне в глубине леса на юго-западе Пенсильвании – примерно в 90 минутах езды от Питтсбурга. Заказ на «Дом над водопадом» (Fallingwater) стал значительной вехой в жизни американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта и поворотным моментом в его карьере. После него 67-летний мастер, который, казалось бы, оставил проектирование и сосредоточился на преподавании, создал серию очень оригинальных сооружений, которые подтвердили его титул «величайшего архитектора в мире».

Середина 1930-х годов стала одним из самых мрачных периодов в американской истории – в том числе и для архитектуры и архитекторов. Финансовая система страны рухнула из-за банкротства сотен банков, частные дома практически не строились. Многие архитектурные проекты, начатые во время бума конца 1920-х, были свёрнуты из-за отсутствия средств. Пожилой Фрэнк Райт и его жена Ольга Ивановна (Ольгиванна) прилагали все усилия, чтобы не потерять право выкупа из залога своей резиденции Талиесин в Висконсине.

Хуже того, молодые коллеги начали рассматривать самого Райта как анахронизм, чьё время прошло. Его критиковали за «нежелание впитывать новшества своих современников и молодых коллег в Европе», называли «полу-модерновым», одним из «последних представителей романтизма».

Заказ на проектирование загородного «домика в лесу» Райту предложил торговый магнат Эдгар Кауфман, чей сын учился у архитектора. Достоверно неизвестно, какими соображениями руководствовался заказчик, но мы знаем, что первую поездку на площадку в Беар-Ране (штат Пенсильвания) Райт совершил в декабре 1934 года. Он с ходу отверг предполагаемое местоположение дома с видом на водопад, дерзко предложив объединить их. С определённой точки возникает иллюзия, будто поток проходит не вдоль дома, а через него.

Ходит легенда, что после получения заказа на «Дом над водопадом» Райт прокрастинировал девять месяцев и вынужден был чертить план в срочном порядке, пока его заказчик преодолевал 225 километров между Милуоки и Талисеном. Однако есть другая история, подтверждённая несколькими свидетелями. Ученик архитектора Эдгар Тафель вспоминал, что после разговора с Кауфманом по телефону Райт «бодро вышел из своего кабинета... сел за стол с планом земельного участка и начал рисовать. Дизайн просто вылился из него».

«Лилиан и И-Джей будут пить чай на балконе... на прогулку в лес они будут идти через мост... Карандаши стачивались так быстро, что мы едва успевали их чинить. Листы летали туда-сюда. Затем внизу появилась жирная надпись «Дом над водопадом». У дома должно быть название», – писал Тафель в своей книге «Годы с Фрэнком Ллойдом Райтом. Ученик гения» (1979). Кажется, весь процесс занял около двух часов.

Фрэнка Ллойда Райта называют отцом «органической архитектуры», то есть зданий, которые гармонируют как с их обитателями, так и с окружающей средой. Он даже включил голый участок скалы в массивный центральный очаг на полу гостиной, ещё больше объединив дом с землёй. «Когда ваше здание будет достроено, сможете ли вы сказать, что пейзаж стал ещё красивее, чем прежде?», – спрашивал мастер у своих учеников.

«Этот деликатный синтез природы и рукотворной среды, вероятно, и есть главная причина, почему «Дом над водопадом» так полюбился всем. Контур здания на консольных выступах так гармонично вписывается в скалистые берега ручья, что придаёт Беар-Рану ещё более дивный вид, чем раньше», – заметил профессор истории искусств и архитектуры Франклин Токер.

Райт – хоть он и отрицал этот факт – находился под влиянием всех мыслимых архитектурных стилей. Но у «Дома над водопадом» мало что общего с его предыдущими проектами. Единственное исключение, возможно, это использование камней неправильной формы (как в Талиесине) и любовь архитектора к сильным горизонтальным линиям.

Кауфманы одобрили радикальное предложение Райта построить дом буквально над водопадом. Но Эдгар Кауфман-старший, будучи прагматичным бизнесменом, предусмотрительно отправил копию чертежей своему инженеру. Тот нашёл почву неустойчивой и рекомендовал прекратить строительство. Архитектор был недоволен недоверием клиента, но предложил увеличить количество и размер арматуры – и Кауфман согласился продолжать. К сожалению, опасения инженера позже подтвердились, и эта проблема преследовала Райта до конца его жизни.

Райт выбрал железобетон для своих консолей, и использование этого материала для длинных, выдвинутых далеко вперёд балконов было революционным. Однако из-за отсутствия надлежащей поддержки в полах балконов вскоре после заливки начали появляться трещины. За минувшие годы их пришлось неоднократно заделывать, потому что консоли провисали всё больше. К 2001 году часть 4,5-метровых конструкций «просела» больше чем на 15 сантиметров. Чтобы избежать полного разрушения и стабилизировать работу Райта была разработана оригинальная система с использованием натянутых кабелей.

Слава «Дома над водопадом» облетела мир буквально с момента окончания постройки. Здание и его архитектор были представлены в ведущих СМИ, включая обложку журнала Time. Семейство Кауфман активно пользовалось домом в течение четверти века. В 1964 году он стал музеем и был открыт для публики. Несмотря на его довольно уединённое расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания, «Дом над водопадом» ежегодно принимает более чем 150 тысяч посетителей. В 2019 году это строение – в числе восьми других творений Фрэнка Ллойда Райта – вошло в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Автор: Влад Маслов
Комментарии