войти
опубликовать

Валерий
Левченко

родился в 1955 • художник, ценитель искусства

Как стать молодым художником в 57 лет. Беседа искусствоведа Татьяны Княжицкой с живописцем Валерием Левченко

Я – искусствовед, вся моя жизнь проходит в общении с художниками и познании законов искусства. Мне интересны разные творцы, каждый уникален по-своему и в чем-то похож на других. Часто мы живем на расстоянии тысяч километров друг от друга, но интернет – вторая реальность нашего времени – дает возможность общаться. С Валерием Левченко из Волгограда я разговаривала по скайпу.
Валерий Левченко

На расстоянии трудно почувствовать человека, бывает сложно склонить к откровенности. Собеседник по ту сторону экрана бывает недостижим эмоционально, и разговор превращается в сеанс вопросов и ответов. Общаться с Валерием мне сразу было легко. Открытость и дружелюбие этого человека покорили с первых минут и позволили затронуть самые разные темы, от творчества до весьма деликатных сторон жизни. Говорили о разном, о живописи, об искусстве, о душе и о политике. Все вперемежку, это ведь и есть жизнь.
№ 5. Лесное озеро. 2012 г. Масло, холст. 40х50 см.

Валерий, я знаю, что Вы стали художником сравнительно недавно, расскажите немного о своей жизни до этого момента.

Я не профессиональный художник. Закончил инженерно-строительный институт, аспирантуру, но, правда, не вышел на защиту, так получилось. Работал в крупном проектном институте, стал главным конструктором, автором нескольких изобретений. Но пришли «весёлые» девяностые годы и всё благополучие рухнуло, пришлось всё начинать сначала. Сложное было время. Вот тогда и зародилась идея собственного строительного бизнеса. Следующие семнадцать лет моей жизни были неразрывно связаны с ним. Богатым я не стал, но это позволило достойно жить, воспитать детей, дать им хорошее образование. С возрастом меня всё больше тянуло к живописи. У нас в семье, по материнской линии, многие рисовали, были музыкально одарены, писали стихи. Мой младший брат и двоюродная сестра даже стали профессиональными художниками. Очевидно, наследственные гены не прошли и мимо меня.

Я с детства рисовал, и, пока учился в школе, занимался в изостудии. Свою первую картину маслом я нарисовал, когда мне было одиннадцать лет, правда вторую – только через сорок пять лет. Она, кстати, чудом сохранилась и сейчас висит у меня в мастерской. Но жизнь сложилась так, что живопись осталась только увлечением. С возрастом меня всё больше тянуло к этому, и 2012 году я бросил всё, закрылся в мастерской и наконец нарисовал свою вторую картину маслом. С этого всё и началось. Сейчас написано уже более четырехсот картин. Мой сумасшедший поступок – стать художником, удивил многих, но семья меня поняла и во всём поддержала. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграла биография художника Владимира Волосова.
№ 51. Осенний папоротник 2013 г. Масло, холст. 50х70 см.

А почему всё-таки живопись?
Не знаю. Пути господни неисповедимы. Карандаш всегда лежал у меня на рабочем столе, но дальше каких-то зарисовок дело не шло. Любил смотреть картины. С завистью смотрел на картины моего младшего брата, художника. Жалко он мало прожил. Часть его картин висит у меня в мастерской. Обожаю картины импрессионистов. В них такая бешеная энергетика, игра красок, полёт фантазии. Пробовал рисовать пастелью, но как-то не захватило, очевидно не моё. А вот масло – это, да, захватило. Мне в этом было и легко, и трудно одновременно. Ведь я пришёл в живопись, имея богатый жизненный опыт, и я знал, что хочу. Мне не хватало только мастерства. Вы, наверное, знаете формулу успеха: 95% труда, 5% таланта. По поводу таланта не мне судить, а вот пахать я умею. Последние семь лет рабочий день длился по 10—12 часов, практически без выходных. Навёрстываю упущенное. Я не знаю, сколько времени мне ещё отпущено, но хочется сделать так много.
№ 380. Озеро Чубатое 2018 г. Масло, холст. 50х70 см.

Сейчас Вы пишете картины только маслом?
Да. Сначала пробовал писать мастихином, потом перешёл на кисти. Кисти требуют большего мастерства и это мне интересно. У меня полный цикл производства: сам делаю подрамники, натягиваю холсты, грунтую, делаю рамы для картин. Вы не поверите, но мне и это интересно делать. В периоды творческого спада такая работа очень помогает. Я понял, что в моём возрасте у мужчины не должно быть свободного времени. Праздность – враг долголетия. Так что, уважаемые коллеги, трудитесь и вы проживёте долго и счастливо. Правда, если вы сможете увидеть и оценить своё счастье.
№ 432. В лесу Ахтубинской поймы. 2019 г. Масло, холст. 50х70 см.

На Ваших картинах номера, что они значат?
Я всё-таки инженер и у меня своя система учёта. Каждая написанная картина имеет свой номер в каталоге и историю. Если была продана, то кому. Многое из написанного я со временем переписываю. Пока пишешь, кажется, ой как здорово, а проходит время и смотреть на неё не хочется. Тогда на помощь приходит наждачная бумага и всё начинается с начала. Фото всех написанных картин тоже сохраняются. Иногда даже самому интересно посмотреть на свои картины, которых уже нет.
№ 452. Морская фантазия. 2019 г. Масло, холст. 50х70 см.

Я вижу, главная тема в Вашем творчестве – пейзажи, в любое время года.
У меня две основные темы в живописи – море и природа. Когда надоедает писать море, перехожу на сушу. Вот не писал море больше года. А тут снова «накрячило» – слово такое хорошее для художника, и написал двенадцать морских картин. А пейзажи – это в основном наши Ахтубинские виды. У нас очень красивая Волго-Ахтубинская пойма. Здесь столько красивых мест, что писать и не переписать.
№ 304. Закат над морем. 2017 г. Масло, холст. 50х70 см.

Не хотелось сменить тему?
Пытался, писал картины с людьми, но не получил большой радости. У меня в силу возраста уже нет времени на освоение портретной живописи. Получить портретное сходство не проблема, только портрет будет мёртвый, как рыба на прилавке. Так, что – нет.
№ 41. Осенняя фантазия. 2013 г. Масло, холст. 50х70 см.

Вы где-то продолжаете совершенствоваться в живописи или Вам хватает того запаса знаний и умений, которые были получены в изостудии в детстве?
Сейчас легко учится, было бы желание. Интернет предоставляет любую информацию, любую лекцию. Я думаю, что программу художественного ВУЗа уже прошёл. Мне всегда было интересно самому докопаться до сути проблемы, а потом найти подтверждение где-то. С коллегами по цеху не общаюсь. Не вижу необходимости. Ничего нового мне они не могу сказать, кроме того, что я уже знаю. По крайней мере здесь, где я живу.
№ 39. Малая родина 2013 г. Масло, холст 50х70 см.

Вы ведь не с натуры пишете свои пейзажи?
Нет, не люблю пленэры, как бы это крамольно не прозвучало. Мне себя жалко: сидеть, от комаров отмахиваться, а смысл? Ведь все равно каждый раз задаешь свою атмосферу на полотне. Нет смысла ловить все эти состояния природы. Куда интереснее найти какой-нибудь необычный цвет и под него «выгнать» всю картину. Это в моём понимании – творчество, а не копирование природы. Даже картины великих – Левитана, Айвазовского – придуманы ими в мастерской. Я прохожу пешком десятки километров с камерой, фотографируя подходящие виды и экономлю на этом массу времени. И ничего в этом плохого не вижу. Ни одна фотография не может быть полностью сюжетом для картины, всё равно что-то добавляешь, убавляешь. К тому же люблю работать в комфортных условиях: тихо играет музыка, пахнет свежим кофе …
№ 361. Древо жизни. 2018 г. Масло, холст. 50х70 см.

Среди Ваших работ я вижу одну, которая выделяется из общего ряда своим сюжетом. Это – «Древо жизни». Расскажите о ней.
В гостях у меня был товарищ и подкинул мне эту тему. Я написал её буквально за несколько дней. Это – чистая фантазия. Смысл ее – зарождение жизни из воды и её движение к суше. Насколько удалось мне передать атмосферу того мира, мне трудно судить, но её у меня быстро купили. Значит, написал что-то стоящее. На такие темы тяжело писать, нужно особое вдохновение, пейзажи легче даются.

Затрону деликатную тему: Вы художник уже в возрасте, у Вас много не проданных картин. Все мы конечны во времени, картины останутся после Вас, как сложится их судьба?
От мусорного бака – до истории моей семьи, семей покупателей моих картин. Это так у каждого художника. Еще в музеях сохранятся, в паре местных музеев есть мои работы. Надеюсь, что дети сохранят какую-то часть, как я сохранил вышивки моей матери, картины моего брата, его жены (она профессиональный художник), теперь они висят у меня в мастерской.

Считаете ли Вы себя патриотом?
Для меня моя страна очень много значит, и слово патриотизм – оно не просто слово: красивое или некрасивое. Сейчас ведь патриотизм многие ругают, даже не понимая этого слова, его глубины. Мой отец воевал, отец жены тоже, за это они награждены орденами, медалями. И мне не стыдно считать себя патриотом. Я уже много прожил, много видел, есть с чем сравнить прошлое и настоящее. И верю в будущее, ведь Россия – великая страна, и я верю в её великое будущее. Всё у нас будет хорошо. Главное, я считаю, научиться видеть у себя всё хорошее. Плохое легко увидеть, а вот хорошее – надо учиться.
№ 64. Весна. 2014 г. Масло, холст. 50х70 см.

Вы любите путешествовать? Выезжаете за пределы страны?
Один раз был в Чехословакии ещё в советское время. Вы мне не поверите, но мне это не интересно. А нашу страну проехал от Якутска до Ужгорода. Мне это как-то ближе. Очень люблю Кавказ. Каждый год стараюсь ездить туда кататься на горных лыжах.

Валерий, Вы долго работали вне профессии художника. Есть ли у художника особенное предназначение?
От работы художника должно должно исходить тепло, эмоция, причём зритель это должен почувствовать. Если этого нет, картина мертва, она не интересна. И только тот, кто это понял, стал настоящим художником. А по поводу какого-то особенного предназначения, не знаю. Мне кажется, это больше литературная метафора. В жизни всё проще. В принципе, как и в любой другой профессии. Вокруг этой профессии много мистики, а на самом деле, это талант, данный боженькой при рождении, плюс колоссальный труд. Как видите, всё просто.

Расскажите о том, как Вы пишете свои картины.
Я использую крайне ограниченную палитру красок: это – изумрудная, голубая ФЦ, краплак розовый прочный и кадмий желтый светлый. Вот из них я и «леплю» мои композиции. Мне интересен этот подход, в однажды намешанный тон никогда не попадешь один в один, он всегда будет разный. Может это и усложняет процесс, но из смешения этих цветов можно получить практически все. И что самое ценное в этих сочетаниях, они всегда находятся в гармонии между собой.

Вы верите в загробную жизнь?
Нет, я атеист, я верю в память потомков. Вот если дети мои, внуки будут обо мне помнить, это и есть загробная жизнь. А физического существования нет там, за порогом. Это как выключатель света, щелк и погас. Может, молод еще? Не дошел до понимания этого?
Мать мне передавала слова деда, он говорил: «Я в Бога не верю, но ЧТО-ТО – есть. Вот это «что-то» – интересно. Может, человечество и успеет узнать эту тайну, до того, как его не станет. Буддисты в это верят. Сперва мне страшно было думать, что ты конечен, а потом, с возрастом, страх уходит. Понимаешь конечность бытия, но страха уже нет.
№ 174. Дорога к ... 2015 г. Масло, холст. 50х70 см.

Что для Вас значит слово «душа»? Есть ли она вообще?
Я думаю, это философская категория. Вот ее взвешивать пытались, двадцать грамм, тридцать грамм. Это – не то. Представьте, идете Вы по улице, и вокруг разные люди, мы их по-разному воспринимаем. Есть кто-то, на кого смотреть противно, а кто-то приятен, и не потому, что красивый, он может быть даже в морщинах или в неопрятной одежде, а вы чувствуете, что его душа близка к вашей и он вам приятен. Наверное, душа – это то, что определяет наше сознание и отношения, что оживляет нас, как обертоны в музыке, или супертонкие мазки, которые есть на картине, но их не видно.

Вы упомянули музыку, в каких Вы с нею отношениях?
Каждое утро у меня начинается с «Лунной сонаты» Бетховена. Это уже как ритуал. Я с удовольствием слушаю классику, рок, джаз, блюз, современную музыку. В мастерской всегда звучит музыка, так легче работать.

Кого из ныне живущих или когда-то живших людей Вы уважаете больше всего и за что?
Сложно ответить, я многих людей уважаю. Может быть, банально, но я очень уважаю Путина. Действительно, уважаю. Я внимательно слежу за тем, что и как он делает. Я уважаю его за методы работы. Таких людей, с харизмой, с колоссальной силой, не так много. Я думаю, весь мир это понимает и чувствует. Я думаю, он войдёт в историю России наравне с Петром Первым, Екатериной Великой.

А художников не буду называть, это сложные и противоречивые натуры.

Вы часто пользуетесь интернетом? Что смотрите в первую очередь?
Да, у меня компьютер постоянно включен. Утро начинается с просмотра новостной ленты. Потом, что выложил сын (он известный блогер), отвечаю на сообщения. Интернет сейчас у нас – это наш товарищ, друг и учитель. Он же и поставщик всякого не нужного мусора.

Есть ли у Вас желание, которое очень хотели бы осуществить?
Хочу, чтобы в Третьяковке или в Русском музее была моя картина. Пусть она даже в запасниках лежит.
__________________________________________

Семья, история, патриотизм – эти слова так или иначе все время звучали в нашем интервью. О любви к природе и красоте Валерий упоминал скупо. О них он говорит своей живописью.

С 2012 года художник написал четыреста пятьдесят картин. Более сотни из них находятся в частных коллекциях. В этих картинах нет людей и даже следов их присутствия в пейзаже, только леса, поля, водные просторы, и дороги. Все они показаны с высоты роста человека и мы, зрители, словно стоим на дороге и глядим на этот живописный мир глазами его творца, художника Валерия Левченко. Подвижная, вибрирующая стихия его картин, сотканная из множества мазков, напоминает цветную поверхность жизни, постоянно изменчивую и не остановимую в своем развитии. В творчестве художник не уходит в социальные, психологические или политические размышления, не витает в облаках фантазий и сказочных образов. Он ценит то, что видит, и стремится передать увиденное через мастерство, приобретаемое долгими часами практики. И эта видимая часть нашего мира постепенно становится для него дорогой к чему-то большему, чем он сам, дорогой к духовности.

Всем художникам известно, что живопись строится на сочетаниях цветов. Каждый цвет раскрывает свои свойства, силу или нежность только в отношении к другому цвету. Так и в обществе: каждый из нас может показать грани своей личности только через общение, взаимодействие с другим человеком, а все вместе мы создаем многогранную, великолепную и грандиозную картину под названием человечество.

Я благодарю Валерия за возможность прикоснуться к его жизни и желаю ему больших творческих успехов.
Кандидат искусствоведения
Княжицкая Татьяна