войти
опубликовать

Борис
Викторович Жигалов

Россия • Калининград • родился в 1960 • художник
Телефон
89520585923

Статья о выставке в газете "Вестник Светлогорска" (ноябрь 2020 г)

Борис Жигалов: «Светлогорск – самый лучший город»
В информационно-туристическом центре Светлогорского городского округа проходит выставка калининградского художника Бориса Жигалова «Источник радости целебной». Мы встретились с Борисом Викторовичем, чтобы побеседовать о Светлогорске, искусстве и особом взгляде на окружающий мир.
– Борис Викторович, в год своего 60-летия Вы бы могли устроить персональную выставку, наверное, в любом месте Калининградской области. Почему был выбран именно наш город?
– Я не буду скрывать: Светлогорск – самый лучший город на земле. Природа распорядилась так, что здесь есть море, дюны, сосны, целительный воздух. Но есть здесь и нечто такое, что можно смело назвать аурой Светлогорска. Доброжелательность, гостеприимство, загадочность, сказочность, такое ощущение, что этот живописный уголок живет по своим законам, где переплетаются времена, люди, но каждый из жителей привносит в окружающий мир частичку своей души, направленной на укрепление доброты и тепла.
Образно говоря, Светлогорск напоминает большой камин, возле которого всегда уютно и комфортно. Помните огромный холст у папы Карло? Он прикрывал собой вход в волшебный мир красоты. А здесь даже не холст – каждое облачко в сини летнего неба, легкий бриз, выстраивающий с каждой секундой новую конфигурацию спешащих к берегу волн, задумчивые сосны, видавшие много на своем веку. Кажется, они задумчиво перебирают хвоинки-иголки, как четки. А венчает все это царство природы – солнечный янтарь. Уж он-то давно пережил и очертания берегов, и деревья, и дюны, и тем более тех, кто сегодня оставляет отпечатки своих ног на белесом песке. Все преходящее, а янтарь вечен.
Неслучайно нашему Международному пленэру было дано название «ЯнтарныеглёзыРаушена». Солнечный камень отражает в себе все душевные изгибы тех, кто когда-либо жил и творил историю в этом чудесном месте…
– Вы часто говорите, что Вашим учителем и наставником является Олег Александрович Мелехов. Великий художник, который, кажется, впитал в свою палитру каждую капельку морской волны, изумрудную густоту полевых трав, кварц прибрежного песка. Его мама, Аза Леонидовна Попова, прожила рядом с нами почти три четверти века, до последних дней оставаясь культурной основой современного Светлогорска. Она сама была живой историей. В чем же Вам помог Олег Александрович?
– Так просто это и не сформулируешь. Наверное, его можно сравнить с посохом для путника. Человек пытается «нащупать» свой путь, дорогу, которая приведет к источнику радости целебной, но временами ему не хватает твердой почвы под ногами, уверенности в том, что он все делает правильно и перед ним обязательно откроются врата истины. Без учителя это сделать просто невозможно. Наверное, для самого Олега Александровича таким источником вдохновения и была его мама.
Честно говоря, я никогда не мечтал, что сумею подняться на несколько ступенек в художественном мастерстве, слишком все было размыто и условно.
Рисовать я любил с самого детства, наверное, с тех самых пор, когда моя семья перебралась с Дальнего Востока, из Амурской области, в Правдинский район, в поселок Крылово. Живая природа всегда насыщает ребенка положительными эмоциями, дарит теплом, учит гармонично ощущать себя в окружающем мире.
Но для того, чтобы стать мастером, абсолютно в любом деле, этого все же маловато. Вот для нас, художников, как, наверное, и для всех творческих людей, существует понятие теории и практики. И плюс к этому ни шагу ступить без интеллектуального воображения, полета мысли, возможно, даже фантазии. Помните, как в песне Аллы Пугачевой, нужно уметь взлететь над суетой. Это незамутненный родник для того, кто хочет зафиксировать то, что зачастую скрыто от обыденного взора.
И вот этому умению как раз и учит Олег Мелехов. Помню, как однажды у него была персональная выставка в Государственной Думе России. И умудренные жизнью думцы удивлялись как дети: «У художника каждая картина светится…»
Но иначе и не могло быть – это, как священный огонь Данко, вырванное сердце. Если нет этого накала, самопожертвования – картины мертвы, они неспособны высечь в душах людей искру надежду на то, что впереди все самое лучшее. В этом плане настоящее искусство – мостик между настоящим и будущим.
– Наверное, именно детское воображение позволяет заглянуть за грань того, что скрыто от взрослых глаз?
– Мы вместе с Олегом Александровичем работали и в первой гимназии Калининграда, и в знаменитой 25-й школе. Учителями рисования. И меня всегда поражало его умение открывать ребенку мир творчества. Я сейчас пытаюсь для себя понять, что самое главное в общении с детьми? Ведь здесь почти ничего нельзя сделать ни авторитетом, ни нажимом, ни окриком. И вот какое открытие я недавно сделал: с ребенком нужно общаться на равных, пробуждать стремление открывать мир, стать немножко волшебником в глазах детей. Ведь что такое волшебство? Это когда нет ничего невозможного.
Обладающий многими дарами взрослый всегда может помочь победить зло, несправедливость, сделать так, чтобы маленькому человеку в будущем нынешние недоброжелатели только завидовали. И ради этого сегодня можно и нужно постараться.
Я тоже хотел стать для своих учеников волшебником. И как часто бывает, занимаясь с детьми, сам постепенно становишься другим. Видишь перед собой каждую ступеньку, на которую надо взобраться.
– Как на Ваш взгляд, художник в большей степени индивидуалист? Или в творческой мастерской рядом с другими мастерами кисти, ему комфортнее?
– Творец практически всегда один на один с искусством. Но это вовсе не означает, что такой подход – наиболее оптимальный путь. Есть такие периоды творчества, когда работа «в группе» помогает ответить на те вопросы, которые самому не даются.
В этом плане Международные пленэры «Янтарные глёзы Раушена» – фактически идеальный вариант. Особенно интересно обмениваться творческими «изюминками». За девять пленэров мы работали «плечом к плечу» с художниками из Англии, Франции, Германии, Польши…
– Вы забыли назвать представителей Австрии и Японии?
– Да, было и такое. Но что еще более впечатляюще – продолжительность пленэров. Например, второй из них, в 2005 году длился 24 дня, в то время как в Европе подобные мероприятия длятся от пяти до двенадцати дней. Причем, мы собрались не только творить, но и развиваться. В основе всего курса творческого состязания лежит программа, разработанная самим Мелеховым: «Активизация цветовидения во время совместных выходов художников на пленэр». Освоение этой единой системы позволяет в короткие сроки раздвинуть привычные рамки цветоощущений, помогает художнику набрать необходимый запас живописного материала для дальнейшей самостоятельной работы над композицией.
Как многое такой подход дал – не описать словами…
Ю.Москаленко