войти
опубликовать

Александр-Габриель
Декан

Франция • 1803−1860

Французский живописец и график. Примыкал к романтической школе. Создавал композиции на литературные, библейские и исторические темы, пейзажи, острые политические карикатуры (в т. ч. на Карла Х). В 1827—1828 годах жил в Турции; создал ряд сцен восточного быта ("Турецкий патруль", 1831, "Выход детей из турецкой школы", 1842, — обе в собрании Уоллес, Лондон), отмеченных меткостью наблюдений, живостью и естественностью композиции. Демократизм, сочувствие обездоленным проявились в жанровых картинах Декана из парижской жизни ("Нищие", 1845, Эрмитаж, Ленинград).

Был учеником Александра Алель-де-Пиожоля, но образовался не столько благодаря его урокам, сколько непосредственным изучением природы. С первых шагов на художественном поприще выказал необычайный талант, вскоре стал одним из главных представителей романтического направления академизма во французской школе наряду с Энгром, Делярошем и Делакруа, признанным мастером романтического пейзажа.

Художник весьма плодовитый и разнообразный — писал масляными красками и акварелью жанровые сцены, исторические картины, пейзажи и изображения животных, литографировал многие из собственных композиций, был иллюстратором и карикатуристом, отражая в карикатурах политические события и общественные нравы.

В 1827—1828 совершил путешествие в Константинополь и Малую Азию. На Востоке усвоил своеобразную манеру передачи эффекта взаимопроникновения света и тени. С редкой оригинальностью, изобретательностью в сочинении и техническим мастерством соединял в своих жанрах жизненность, поразительное чувство колорита и силу света. Исторические картины отличаются, сверх указанных достоинств, благородством концепции и стильностью. Изучив на Востоке не только местные народные типы и быт, но и различные породы животных, любил изображать последних, нередко обращая их в остроумную пародию на человека.

Известность принесла картина «Турецкий патруль» (1831, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Из его многочисленных жанровых произведений особенно известны: «Казнь крючьями в Азиатской Турции» (1839), «Ценители искусства» (1839; люди с головами обезьян рассматривают картину), «Выход учеников из турецкой школы для мальчиков» (1842; акварель, в высшей степени замечательная по добродушному юмору и тонкой наблюдательности, выказанным в ней художником), «Дети бедуинов, играющие на берегу с черепахами», «Обезьяна-живописец», «Воспоминание о Турции» (картина, более известная под названием «Les canards»), «Дон-Кихот и Санчо Пансо», «Обезьяна, смотрящаяся в зеркало», «Охотничьи собаки», «Восточные ослы на скотном дворе», «Лошади, тянущие бичеву» (Париж, Лувр) и «Большой турецкий базар». Среди исторических картин главными считаются «Сыновья Иакова продают своего брата Иосифа», «Самсон избивает филистимлян», «Елиазар и Ревекка», «Битва Мария с кимврами» (иначе «Поражение кимвров», 1834, Париж, Лувр) и «Отдых св. Семейства на пути в Египет».

Перейти к биографии