войти
опубликовать

Оноре
Домье

Франция • 1808−1879
Героями революционных событий зачастую становятся не только те, кто стоит на баррикадах, но и те, кто вооружен пером, кистью или карандашом. На фоне серьезных политических потрясений известности и признания добились многие художники, поэты и музыканты. Такая судьба ждала и Оноре Домье — одного из величайших карикатуристов XIX века.

Он родился в Марселе, на юго-востоке Франции, в семье стекольщика. Когда будущему художнику Домье было восемь, его семья переехала в Париж. Множество соблазнов окружало любознательного неугомонного мальчишку, поэтому отец решил обучать его семейному ремеслу.

Стекольщиком Оноре не стал — ни интереса, ни таланта к этому занятию у него не было. Домье-старшему удалось по знакомству пристроить сына в контору адвоката в качестве посыльного. Быстро справившись с работой, мальчик бежал в книжную лавку и долго рассматривал там репродукции картин величайших живописцев Италии. Тогда же у будущего карикатуриста, скульптора и художника Домье начал проявляться талант: он мастерски рисовал шаржи на своих знакомых и друзей.
В возрасте 14 лет Оноре приступил к изучению живописи. Чуть позже, в 1828 году, парижский мастер Рамель обучал его технике литографии. Овладев мастерством литографа, молодой человек заработал свои первые серьезные деньги.

В это время во Франции роль прессы в развитии политической сатиры была очень велика: этому способствовала революция 1830 года. Для картин Оноре Домье, его иллюстраций для журналов и карикатуры в большинстве своем характерен ярко выраженный политический характер. Работы размещались в известных сатирических изданиях «Карикатюр» и «Шаривари»: литографии Оноре, изображающие многих известных культурных деятелей и политиков, пользовались огромным успехом.

Высмеяв в одной из работ короля Луи Филиппа, художник Домье даже угодил в тюрьму и провел там целых полгода. Однако наказание и штраф не сломили его: выйдя на свободу, он остался верен своим убеждениям и продолжил отстаивать республиканские идеи. В своих произведениях Оноре мастерски обличал продажность, лицемерие и тщеславие буржуазии, разоблачал фальшивую мораль общества. Его положительными героями были представители рабочего класса: простые труженики, служащие, ремесленники и те, кто участвовал в баррикадных боях.

Картины Оноре Домье: от графики к живописи


Графика сделала художника знаменитым: он прекрасно владел карандашом и техникой литографии. По свидетельствам современников, зрительная память Домье была поразительной: он на лету схватывал мимику, жесты и позы, запоминая саму суть образа.

В картинах Оноре Домье, даже в графике и гравюрах, есть ощущение цвета. Он мастерски изображал тончайшие плавные переходы от угольно-черного к серебристо-серому, передавал световоздушность среды и особенности освещения. «Его рисунок по самой природе красочен» — так писал о мастере Шарль Бодлер.
Обращение к живописи закономерно для Домье как для художника. После 1848 года Оноре переходит от любимого жанра — саркастической беспощадной карикатуры, к более спокойным, наполненным состраданием, любовью и уважением к простому народу живописным полотнам. В отличие от графики, где героями работ зачастую становились резко отрицательные персонажи, живопись Домье посвящена трудящимся. Он изображает их в обычной повседневной обстановке: на улицах города, во время кратковременного отдыха, на набережных и в мастерских. Живописец наблюдает за простыми людьми, сочувствуя их тяжелой судьбе, точно подмечая характерные жесты, позы и особенности обстановки.

Цикл «Прачки», картины «В вагоне 3-го класса», «У продавца эстампов», «Семья на баррикаде» написаны Оноре Домье в духе реализма с большой симпатией и пониманием. Живопись его эмоционально насыщена и монументальна. Этому способствует излюбленный прием художника: постоянное использование света. Широкий свободный мазок живописца также придает динамичности и выразительности образам на его картинах. Отличное владение цветом и особенная техника письма позволяют назвать Домье одним из первых импрессионистов.

К сожалению, как живописец Оноре приобрел известность уже после своей смерти. Несмотря на поддержку своих друзей, в частности, Жана-Батиста Коро, он умер в бедности и забвении, практически ослепнув к концу жизни.
Перейти к биографии