войти
опубликовать

Маттиас
Грюневальд

Германия • 1480−1529
Маттиас Грюневальд (настоящее имя Готхарт Нитхардт, род. 1470 или 1475 г., Вюрцбург – ум. 1528 г., Галле) — немецкий художник, один из представителей так называемого Северного Возрождения.

Особенности творчества Маттиаса Грюневальда: писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Значительную часть своей жизни был придворным художником архиепископа города Майнца.

Известные картины Маттиаса Грюневальда: сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа – "Изенгеймский алтарь", а также «Осмеяние Христа», «Встреча святых Эразма и Маврикия», «Штуппахская мадонна».

Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.

После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.

Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя – Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.

Картины Маттиаса Грюневальда


Несмотря на долгие годы службы при дворе у влиятельной особы, имя художника было полностью забыто, а его творческое наследие либо погибло, либо приписывалось другим мастерам. До наших дней сохранилось крайне мало картин Маттиаса Грюневальда. Большинство дошедших до нас работ – это фрагменты алтарных композиций, многостворчатые алтари, несколько картин, а также несколько десятков рисунков. Художник Грюневальд является автором известного полотна «Поругание Христа», хранящегося в Мюнхенской пинакотеке. На этой картине изображен Спаситель, кротко сносящий оскорбления своих стражников. Этот сюжет был чрезвычайно редок в Средневековой живописи. Мастеру удалось создать динамичную композицию, живо передающую чувства всех героев этого евангельского сюжета.

Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.

Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд – «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции. Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.
Перейти к биографии