Джованни Антонио Больтраффио (итал. Giovanni Antonio Boltraffio; 1466 или 1467, Милан — 1516, там же) — итальянский художник Высокого Возрождения.
Художник происходил из аристократической семьи. Воспитанный в традициях Фоппы, Бернардо Дзенале и Амброджо Бергоньоне, он прошёл обучение в мастерской Леонардо. Его первое произведение «Воскресение Христа, святой Леонард и святая Лючия» выполнено в 1491 году совместно с Марко д'Оджоно для миланской церкви Сан-Джованни-сул-Муро. Был придворным художником Лодовико Моро и славился своими психологическими портретами.
Больтраффио умер в возрасте 49 лет и был похоронен на кладбище церкви Св.Паулы в Комито.
Некоторые искусствоведы предполагают, что фигура младенца на картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» написана возможно Больтраффио.
Итальянский художник Больтраффио считается самым знаменитым из учеников Леонардо да Винчи. Его имя упоминается в связи с атрибуцией некоторых спорных произведений Леонардо - <Мадонна Литта> (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и <Портрет Изабеллы д'Эсте> (Париж, Лувр) - как возможного автора или помощника Леонардо. Личность художника трудно определить, поскольку известны только три алтарные картины, принадлежащие его кисти: <Алтарь Казио> (1500, Париж, Лувр, прежде - Болонья, церковь Мизерикордия); алтарь из музея Воде в Берлине (1502, прежде - Милан, церковь Сан-Сатиро); <Алтарь Бассано да Понте> (1508,
Будапешт, Музей изобразительных искусств, прежде - Лоди, собор). В
этих композициях, наряду с преобладающим влиянием Леонардо, заметно и воздействие ломбардца Брамантино, и особенно Перуджино. Эти характерные черты позволяют приписать художнику и множество портретов. Не вызывает сомнения и его авторство
картины <Мадонна с гвоздикой> (Милан, музей Польди-Пеццоли), которая безусловно является самой талантливой интерпретацией леонардовскойтемы.
Больтраффио умер в возрасте 49 лет и был похоронен на кладбище церкви Св.Паулы в Комито.