Адальберт Фриц Аугуст Трильхаз (Adalbert Fritz August Trillhaase); 7 января 1858, Эрфурт — 12 мая 1936, Нидердоллендорф) — немецкий художник, представитель направления наивной живописи.
Адальберт Трильхаз происходил из религиозной эрфуртской купеческой семьи среднего достатка. После школы он закончил коммерческое ученичество. До 1890 года он женился на Августе Лёрер, дочери богатой купеческой семьи из Хаттингена-на-Руре. Около 1890 года он руководил льняной фабрикой в Билефельде. У пары было трое детей, в том числе их сын Зигфрид, родившийся в 1892 году, который стал юристом и художником-самоучкой. Трильхаз впервые поселился в Дюссельдорфе не позднее 1894 года. В 1896 году он переехал с семьей в Штутгарт, а чуть позже в Хаген в Вестфалии, где работал управляющим металлургического завода. После смерти тестя он унаследовал значительную сумму денег, поэтому в 1899 году вернулся в Дюссельдорф, вложил свое состояние в недвижимость и управлял ею. Временами жил в Нидерландах во время Первой мировой войны, с 1919 года вернулся в Дюссельдорф.
Он проводил время за чтением, в основном рассказами о путешествиях и Библией, особенно Ветхим Заветом. Только в преклонном возрасте, но не позднее 1918 года, он начал рисовать как самоучка. Через своего сына Зигфрида, который также рисовал, он познакомился с Отто Панкоком в 1919 году и познакомился с кругом Матери Эй. Панкок, главный герой группы художников «Junges Rheinland», поощрял Трильхаза в его творческом начале. Его изображали художники дюссельдорфского авангарда, которые часто бывали в его доме, такие как Отто Дикс, который также жил в одном из его домов («Семья художника А.Т.», 1923, Берлин, Новая национальная галерея [1]), или Карлом Швезигом (пара Трильхаз, 1924). На «Первой международной художественной выставке», организованной Адольфом Узарским в 1922 году в дюссельдорфском универмаге Tietz, Трильхаз дебютировал на выставке с картиной «Распятие». После дальнейших выставок, в которых он участвовал до 1932 года, в 1933 году национал-социалисты запретили ему рисовать как «дегенеративному художнику». 12 мая 1936 года он незаметно скончался в Нидердоллендорфе.
Трильхаз часто рисовал библейские сюжеты и оставил большое количество рисунков. По сравнению с другими наивными художниками количество его работ невелико (около 75 картин и 250 рисунков).
Его важность заключается в беспристрастном и освежающе новом представлении и композиции его тем. Свои детские религиозные представления он переводит в индивидуальный образный мир, не идиллический и не идеалистический, а тем самым подвергающий сомнению стереотип наивного искусства.
Изображения, которые часто кажутся демоническими, интерпретируются как борьба с его страхами и агрессией. Действительно ли у Трильхаза были психологические проблемы и в какой степени они повлияли на его стиль, проверить невозможно.
Творчество Трильхаза оценивается в 75 картин маслом и 250 рисунков. Его имущество считается не полностью обеспеченным. Его дочь Фелиситас Халлер, урожденная Трильхаз (известная как «Чичио», 1894–1955), некоторое время бывшая женой скульптора Германа Халлера, перевезла картины в Швейцарию.
Источник: https://de.wikipedia.org/wiki/Adalbert_Trillhaase