войти
опубликовать

Цзэн Фаньчжи

Цзэн Фаньчжи принадлежит к поколению переломной эпохи в истории Китая. Он родился в 1964 году, и помнит культурную революцию, а также ощущение социального контроля. Но к моменту художественного пробуждения в стране в 1980-х он был ещё слишком молод. Это десятилетие будущий живописец провёл в родном городе Ухань, столице провинции Хубэй. Местная художественная академия принимала на факультет живописи лишь восемь студентов раз в четыре года. Упустив первый шанс, Цзэн работал в типографии, ожидая следующего.

Ранние работы Цзэна, исследовавшие внутренние психологические пространства, привлекли внимание местных критиков и кураторов. В дипломной работе он отказался от традиционных изображений крестьян или пастухов из сельской периферии Китая. Вместо этого художник создал триптих, вдохновлённый больницей через дорогу от его студенческой квартиры. Композиция по мотивам западных религиозных картин излучала нервное напряжение вундеркинда-живописца, попавшего в турбулентное общество.

В январе 1993 года работа Цзэна Фаньчжи была включена в выставку «Новое искусство Китая: после 1989 года» в Гонконге. Затем художник переехал в Пекин, где завоевал себе славу серией «Маски», отражающей отчуждённость людей в богатом и быстро меняющемся городе. По его мнению, люди в китайской столице скрывали свою истинную самобытность друг от друга и от себя.

Самая дорогостоящая картина китайца – «Тайная вечеря» (2001), реплика одноимённой фрески Леонардо да Винчи. На этой монументальной работе «Христос» и одиннадцать «апостолов» воплощают коммунистические идеалы, вокруг их шей повязаны красные галстуки, и лишь «Иуда» отличается жёлтым – «императорским».

Перейти к биографии