войти
опубликовать

Франц Антон
Маульберч

Австрия • 1724−1796

Биография и информация

Австрийский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у отца, провинциального живописца А. Маульберча. С 1739 учился в Вене, в Академии художеств, у К. Фристера и Я. ван Шуппена. Работал во многих городах Чехии, Словакии, Венгрии, Вене, Дрездене, Инсбруке (1775—1776). С 1759 — член венской Академии художеств, с 1770 — профессор. С 1789 — профессор берлинской Академии. Писал алтарные образы, станковые картины аллегорического и светского содержания, исполнил большое количество монументальных росписей. В станковых произведениях часто ставил вместо подписи свой авторский знак — изображение веток тутового дерева.

Начал работать в Лангенаргене, где в сер. 1740-х исполнял алтарные образы для церквей. Ранние самостоятельно документированные произведения относятся к 1748—1749. О сложившейся манере Маульберча как мастера барокко свидетельствуют росписи церкви Св. Михаила в Вене (1748—1749), алтарные образы Поклонение волхвов (Бодензее, Музей), Св. Непомук, раздающий милостыню (1748—1749, Бремен, Кунстхалле), Обрезание Христа (1748—1749, Будапешт, Музей изобразительных искусств), полотно Жертвоприношение Ифигении (1750, Варшава, Нац. галерея). Диагональное построение композиции в вертикально удлиненном пространстве картин, темный фон, на котором светом резко выделены фигуры главных персонажей, эскизный экспрессивный мазок вносят драматические ноты в эти работы художника. Великолепный дар Маульберча как художника-декоратора, его интерес к колориту венецианских мастеров проявился в полотнах Юдифь с головой Олоферна (1750-е, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Сусанна и старцы (ок. 1750, Вена, Галерея австрийской живописи). В широкой, динамичной манере написаны обычно и эскизы, и порой по свободе кисти и легкости рисунка они превосходят законченные композиции (Крещение евнуха апостолом Филиппом, ок. 1750, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Поисками более строгой, упорядоченной композиции отмечены алтарные образы Св. родня (1752—1753, Вена, Галерея австрийской живописи) и Елизарий и Ревекка (1752—1753, Брно, Музей искусств), в которых проявились также богатая фантазия художника, его умение передавать переживания героев, превращать библейский сюжет в волшебную сказку. Без интереса к достоверной передаче среды и пленэра исполнены редкие в творчестве Маульберча картины на современные сюжеты (В мастерской художника, 1753—1754, Лоуренс, Музей университета штата Канзас, США; Концерт на открытом воздухе, 1753—1754, Балтимор, Музей искусств). Для его ранних монументальных росписей характерны светлый яркий колорит, иллюзорное перспективное пространство, небольшие, свободно парящие в нем фигуры (Сцены из жизни Христа, 1757—1758, Шюмег, приходская церковь; Сцены из истории чешского епископата, Кромержиж, Епископский замок). В поздних фресках обилие аллегорических и исторических персонажей, изображение сцен в пейзаже или включение их в виде небольших картин в неоклассический архитектурный декор, частое обращение к технике гризайли свидетельствуют о влиянии неоклассицизма (росписи дворца Хофбург, Вена; фрески Придворной капеллы на библейские сюжеты, 1773, Дьер, собор; алтарные картины и фрески на сюжеты из Священного Писания, 1775—1776, Инсбрук; аллегорические сцены, прославляющие богатства Тироля. Вена, Хофбург; аллегорические сцены в библиотеке монастыря премострантов, прославляющие науки, 1794, Прага, Страгов). Столь же перегружены фигурами поздние станковые полотна на мифологические (Прометей с Пандорой и Фаэтоном, ок. 1788, Мюнхен, частное собрание), исторические (Кориолан в Риме, 1790—1793, Штутгарт, Гос. художественная галерея) и аллегорические сюжеты (Аллегория Галиции, 1792, Вена, Галерея австрийской живописи). В алтарных образах 1760—1770-х контрасты света и тени выявлены менее драматично, более тонко и разнообразно разработаны тональные градации цветов. Фигуры святых утрачивают прежнюю зыбкость и утрированную удлиненность пропорций, обретают большую конкретность. Неожиданно в позднем творчестве художника звучат названия полотен Кукольник (1785, Нюрнберг, Германский нац. музей) и Солдатская сцена (1785—1786, Вена, Галерея австрийской живописи), в гротескной форме воспроизводящие сцены из современной народной жизни. Творчество Маульберча, крупнейшего мастера австрийского барокко, последовательно отразило изменения, происходившие в европейской культуре XVIII столетия.