войти
опубликовать

Борис
Анатольевич Студенцов

родился в XX век

"Мой город белых колоколен" ,  персональная выставка в Вологодской картинной галерее

Судьба Бориса Студенцова вполне соответствует популярной в нашем народе поговорке: где родился, там и пригодился. В Великом Устюге он появился на свет в 1960 году, там же получил первые профессиональные навыки рисования в детской художественной школе. Закончив в 1983 году Кировское художественное училище, вернулся в родные края, стал в 1986 году преподавателем Великоустюгской детской художественной школы, а в 1989 году – её директором. Совершенствуясь в своей профессии, он продолжил образование в 1995 – 2000 годах в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Своим землякам Борис Анатольевич известен как энергичный и целеустремлённый человек, наделённый незаурядным педагогическим и художественным талантом. Он активный участник городских выставок и пленэров, член Союза художников России. Его картины хранятся в коллекциях Великоустюгского музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи, в частных собраниях в России и за рубежом.

Б. А. Студенцов работает в разных направлениях живописи: пейзаже, натюрморте, архитектурно-видовой тематической картине, портрете. Ведущим жанром его творчества является пейзаж. Большинство картин художника посвящено Великому Устюгу и его окрестностям. "Красоту архитектуры родного города я открыл для себя ещё в детстве во многом благодаря замечательным педагогам детской художественной школы – Николаю Ивановичу Облупину, Варваре Александровне Тельтевской, Александру Степановичу Чернову и появившимся в 1960 – 1970-е годы книгам об архитектуре Устюга, которые меня увлекли", - говорит художник, - "тогда я взглянул по-особому на привычные места. Вообще, в стране это время было отмечено тягой к прошлому, к русской старине и архитектуре".

Пленэрные лирические пейзажи Студенцова отличает жизнеутверждающее начало, его работам свойственны энергичный мазок, интересные ракурсные развороты в изображении архитектурных памятников, продуманные эффекты освещения. "Очень люблю солнечный свет", – признаётся живописец, – "у меня практически нет "пасмурных" работ и обветшавшей старины, нет трагедийного начала". Яркий, запоминающийся образ прекрасного старинного русского города создан в его лучших картинах: "Над Сухоной" (2001), "Лучи заката" (2007). Панорамность и обобщённость приближают наиболее завершённые из его произведений "Сухона" (2001), "Облака над Устюгом" (2003), "Лед прошел" (2005), "Август в Туровце" (2008), "Двинские дали. Осень у Бобровниково на Малой Северной Двине" (2009) к характерным для русского искусства пейзажам-картинам.

Современная жизнь устюжан отражена художником в сценах народных гуляний "Праздник в Великом Устюге. День памяти Прокопия Праведного" (2000), "Играй гармонь" (2006 – 2007), "Праздник в Великом Устюге. Гулянье" (2008), привлекающих красочными нарядами и непринуждённым весельем городской толпы. Одна из наиболее значительных работ в творчестве Студенцова - "Крестный ход" (2005), поводом для создания которой послужил ежегодный крестный ход, проходящий 10 августа во имя явления иконы Богоматери Одигитрии в Туровце, любимом месте паломничества православных устюжан. Художнику удалось передать в ней спокойствие чуждых суете, сосредоточившихся на молитве, верующих людей, их духовное единение. Православным святыням Вологодчины – Спасо-Прилуцкому и Ферапонтову монастырям – посвящён ряд картин, наиболее выразительные из которых "Ферапонтово. Память веков" (2006), "Прилуки. Тихая обитель" (2005). Присущее творчеству Студенцова лирическое начало отличает немногие созданные им портретные образы. Трогательная серьёзность, с которой позирует художнику его маленькая модель, шестилетняя Ольга, едва начинающая осваивать азы музыкальной грамоты, пленяет в его работе "Звуки музыки" (2000). Хрупкая недолговечная красота обычных полевых и садовых растений северных широт - основной мотив натюрмортов Студенцова, в которых он не только решает живописные задачи, но и передаёт своё настроение, например, "Пионы праздничные" (2007), "Пионы. Пасмурное утро" (2008).

Выставка в областной картинной галерее даёт представление о творческой зрелости и немалом изобразительном потенциале Бориса Студенцова, стремящегося в живописи передать наиболее значимые явления природы и жизни Русского Севера.

Е.А.Коновалова,  зав. отделом русского искусства ВОКГ





Перейти к биографии