Пал Синьеи-Мерше (венг. Pál Szinyei Merse, 4 июля 1845 год, Синзеуйфалу, Венгрия — 2 февраля 1920, Ернье, Венгрия) – художник, по праву считающийся основателем венгерского импрессионизма. Выходец из дворянской словацкой семьи, в Художественной академии Мюнхена он обучался у
Карла Пилоти. Но стоило юному художнику познакомиться поближе с работами
Мане,
Курбе, произведениями французских импрессионистов, как академическое искусство навсегда утратило шанс заполучить Пала Синьеи-Мерше в свои ряды. Но если во Франции импрессионизм вовсю набирал силу, то для Венгрии это было пока чересчур – слишком рано, слишком смело. Критика, публика и коллеги вынесли начинающему художнику суровый вердикт.
Отчаявшись добиться благосклонности капризного зрителя, Пал Синьеи-Мерше забросил живопись. В 1873 году он женился и удалился в родовое поместье в Ернье. Десять лет спустя Синьеи-Мерше предпринял попытку напомнить о себе, отправив картины на выставку в Вену. Попытка оказалась неудачной. Но это еще не конец истории.
В 1890-е годы импрессионизм уже не был для Венгрии в новинку. Студенты восхищались французами, критика благосклонно оценивала импрессионистов и постимпрессионистов, а зрители просто хотели смотреть на это еще и еще. И вот тут-то настал момент для триумфального возвращения Синьеи-Мерше. Да вот же он, собственный импрессионист, незачем во Франции их искать! В этот раз земляки встретили его работы куда как благосклоннее. Одна за одной проходят выставки: Париж (1900), Мюнхен (1901), Берлин (1910), Рим (1911). Большую часть работ зрители смогли оценить в 1896 году в Будапешете на выставке, приуроченной к празднованию тысячелетия Венгрии.
В 1905 году Пал Синьеи-Мерше возглавил Училище Декоративного искусства (позже –Академию Художеств). Долгожданное признание к нему пришло, отныне и до конца жизни Синьеи-Мерше оставался одной из ключевых фигур венгерской живописи. Впрочем, среди поклонников его творчества есть и такое мнение, что самые свежие, самые интересные его работы созданы в пору безвестности.
Особенности творчества художника Пала Синьеи-Мерше: импрессионистическое настроение картин, увлечение цветом, пренебрежение правилами композиции. О работах Синьеи-Мерше, как правило, не получится сказать, что их главные герои – свет и воздух. Передаче световоздушного пространства он уделяет значительно меньше внимания, чем французские коллеги. Хотя случались и исключения, обусловленные, в первую очередь,
выбором сюжета. На пленэре Синьеи-Мерше, как правило, не работал, предпочитая на природе напитываться впечатлениями, а писать в мастерской. Последователи Синьеи-Мерше – художники надьбаньской и постнадьбаньской школ (
Шимон Холлоши,
Карой Ференци).
Известные картины Пала Синьеи-Мерше: «Пикник в мае» («Завтрак на траве»),
«Луг с маками»,
«Дама в лиловом»,
«Качели».
Автор: Алена Эсаулова