войти
опубликовать

Ле
Корбюзье

Франция • 1887−1965

Биография и информация

Ле Корбюзье, Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (фр. Le Corbusier, Charles-Edouard Jeanneret-Gris, 6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария – 27 августа 1965 г., Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция) – швейцарский художник, один из основателей художественного направления пуризм, архитектор, прародитель брутализма и один из основателей интернационального стиля, автор множества книг об архитектуре.

Особенности творчества архитектора Ле Корбюзье: беспощадно упрощенные и растиражированные миллион раз в спальных районах любого города бетонные коробки, которые изобрел Ле Корбюзье, теперь не кажутся такой уж новаторской и удачной идеей. Но в первой половине ХХ века идеи Ле Корбюзье заложили основу для всего современного градостроительства и урбанистики. Все архитекторы, которые работали после него, либо поддерживали систему взглядов великого швейцарца, либо вступали с ней в полемику. Но никак не могли игнорировать его достижений. Он называл здание «машиной для жизни», изобрел антропоморфную систему мер Модулор, которая, по его мнению, должна была гармонизировать пребывание человека в пространства. Он проповедовал 5 принципов современной архитектуры: здание приподнято над землей на несущих опорах, стены, освобожденные от несущей функции, моделируются как угодно, фасад – тоже, горизонтальные ленточные окна обеспечивают освещение, на плоской крыше нужно устраивать террасу с садом.

Известные работы Ле Корбюзье: город Чандигарх, вилла Савой, капелла Нотр-Дам-Дю-О, Марсельский блок.

Ле Корбюзье считал свою жизнь чередой неудач. Гораздо больше в его столе осталось нереализованных проектов, чем построенных. Все эти грандиозные перестройки Парижа и Алжира, госпиталь в Венеции и Дворец Советов в Москве так и не состоялись. Однажды под Бордо он построил городской квартал из 60 домов – и городским властям он настолько не понравился, что они отказались подключать эти дома к водопроводу и канализации. Большую часть своей профессиональной жизни он провел в путешествиях: ездил по городам и странам, предлагая мэрам, премьер-министрам, главным городским архитекторам, выставочным жюри и диктаторам планы перестройки городов и кварталов. Если бы все эти планы были приняты, сейчас бы редкая страна осталась без здания, спроектированного Ле Корбюзье. Но даже то, что знаменитому швейцарцу удалось построить, навсегда изменило архитектуру современных городов, а многие его идеи, которые 70-80 лет назад казались вандализмом, сейчас выглядят дальновидным пророчеством о решении проблем перенаселенной планеты.

В поисках главного


Это было время между двумя мировыми войнами. Социальная ответственность могла бы в резюме архитектора (да и скульптора, и художника) запросто размещаться где-нибудь на втором по важности месте: между профессиональными навыками и новаторскими идеями. Обеспечить жильем людей, атакующих полуразрушенные города в поисках работы, стало задачей чуть ли не более важной, чем тщеславные попытки модернизировать ахитектуру.

У Ле Корбюзье даже не было архитектурного образования: он родился в небольшом швейцарском городке, учился в мастерской отца гравировать часы, а потом окончил курсы декоративного искусства. Архитектуру он изучал самостоятельно и практиковался в ателье уже опытных мастеров: сначала у француза Огюста Перре, того самого, который впервые использовал железобетон в строительстве, а потом – у немца Питера Беренса, который был ведущим архитектором промышленных зданий, новатором и революционером. Итак, самостоятельный путь в архитектуре Ле Корбюзье начал, ступая по следам своих великих учителей: строил загородные виллы с плоскими крышами и использовал бетон. На несколько лет забросив архитектуру, он стал художником (трудно было, находясь в Париже в 1920-х, не начать писать), издавал журнал об искусстве, вместе с художником Амеде Озанфаном заговорил о новом стиле в живописи, который следует за кубизмом – пуризме. Живопись, кстати, Ле Корбюзье никогда не оставлял – и писал по несколько часов каждое утро. Но уже в 1922 году он вернулся к архитектуре, чтобы навсегда ее изменить. И социально значимый потенциал здания станет для него решающим.

Человек как мера всего


На осеннем парижском Салоне Ле Корбюзье представил свой первый безнадежный проект города с 60-этажными зданиями, окруженными парками и сетью дорог, который так никогда и не будет построен. А через три года предложил по тому же плану перестроить значительную часть Парижа – снести 24 гектара города (оставляя нетронутыми важные соборы, конечно) и возвести на этом месте небоскребы. Это позволит засадить освободившуюся часть земли деревьями, потому что воздух в городе – убийственный для человека. И если мы будем продолжать дорожить старинными двухэтажными виллами 18 века и тесными улочками, то скоро просто умрем от удушья, считал Ле Корбюзье.

«Будь то Осло, Москва, Берлин, Париж, Алжир, Порт-Саид, Рио или Буэнос-Айрес — всюду возможно лишь одно решение проблемы, поскольку и сама проблема всюду одинакова: напитать человеческие легкие. (…)
Человек спасается наконец от удушья двух летних грозовых месяцев, и его жилье будет ограждено от зимних холодов. И это для всех, для каждого. Города могут быть избавлены от угрозы воздушной войны. Для этого нужно только мобилизовать всю Землю», - напишет Ле Корбюзье в книге «Лучезарный город».

Уже позже, после Второй мировой, он разработает универсальную пространственную меру для проектирования всего – Модулор. И теперь не только человеческие легкие будут участвовать в принятии архитектурных решений, но человеческое тело полностью. Исходя из среднего роста человека 1,82 м, нужно строить любое здание. Изображение человека с поднятой рукой (2,20 м), тот самый Модулор, станет личным символом Ле Корбюзье – и он будет изображать его практически на каждом здании, которое построит. Чтобы напомнить, что архитектура – способ гармонизировать окружающий мир и человека, в нем проживающего.

Мобилизация Земли


В 2015 году, к 50-й годовщине смерти Ле Корбюзье, в Центре Помпиду в Париже открылась выставка его проектов. И французская пресса разразилась потоком обвинений: жизнь Ле Корбюзье музейщики вычистили от сомнительных и дискредитирующих фактов, никто не вспоминает, что он был пособником фашистского режима Виши, все лгут. Этот скандал разгорелся с таким ожесточением, что поставил под сомнение вероятность причисления зданий Ле Корбюзье к архитектурному наследию ЮНЕСКО, которое должно было вот-вот состояться.

Споры не утихают. Был ли Ле Корбюзье человеком, сочувствующим тоталитарной идеологии, или просто политически наивным гуманистом, который был готов строить утопические города везде, где разрешат и поддержат? Он долгое время верил, что молодая Советская держава – идеальный плацдарм для его архитектурных идей, основанных на равенстве людей, он был за коммунизм. Потом не раз утверждал, что идеальный город управляется архитектором-диктатором. Он часто противоречил сам себе. И ответа на этот вопрос нет, несмотря на то, что он тщательно сберегал все письма, заметки и зарисовки для потомков, что жизнь его задокументирована чуть ли не посекундно.

Ле Корбюзье еще в юности ослеп на один глаз и шутил, что его круглые очки должны стоить вполовину дешевле. Он был женат на модели Ивонн Гали 35 лет, но не всегда был ей верен. Он жил в Париже в двухэтажной квартире, в доме со стеклянным фасадом, который сам спроектировал в 1931 году. А отдыхал в крошечной деревянной хижине площадью в 3 м2 на побережье Средиземного моря, в которой сделал встроенную мебель, туалет за занавеской, миниатюрную раковину и шкаф для виски.

За 20 лет после Второй мировой войны Ле Корбюзье успел построить самые значительные здания: Марсельский блок, который положил начало массовому социальному строительству, спроектировал целый город Чандигарх на беспризорных землях у подножия Гималаев, самую уникальную и нетипичную католическую церковь в Роншане, доминиканский монастырь Санта-Мария-де-ла-Туретт. Он оставлял поверхность бетона необработанной, поднял постройки на мощные столбы-опоры и освободил стены от несущей функции, превращал здания в скульптурные композиции, которые нужно обходить по кругу, чтобы понять, на крышах многоэтажек устраивал беговые дорожки и эстрады, внутри жилых домов – галереи магазинов.

Ле Корбюзье умер в 78 лет, проплавав больше часа в Средиземном море. Когда в 2016 году его лучшие здания включили в список наследия ЮНЕСКО, в него попали 17 объектов в 7 странах мира.

Автор: Анна Сидельникова