войти
опубликовать

Таддео
Цуккари

Италия • 1529−1566

Таддео Цуккаро или Цуккари (итал. Taddeo Zuccari) (1 сентября 1529 — 2 сентября 1566, Рим) — итальянский художник, один из ярких представителей итальянской школы маньеризма.

Родился в 1529 году в Сант-Анжело ин Вадо, в семье безвестного художника Оттавиано Цуккаро. В возрасте 14 лет отправился в Рим изучать живопись. Начиная с 17 лет, начинает работать подмастерьем у Корреджо в Парме.

В 1548 году возвращается в Рим и начинает работать самостоятельно. Работал главным образом в Италии. Наиболее известны его фрески на вилле Фарнезе близ Витербо.

Умер в возрасте 37 лет в Риме, был похоронен в Пантеоне, могила располагается рядом с могилой Рафаэля.

(1529, Сант'Анджело ин Вадо - 1566, Рим) - итальянский художник.

Таддео Цуккаро - одна из наиболее значительных фигур в художественной жизни Рима второй половины XVI в. Он сыграл определяющую роль в развитии декоративной и монументальной

живописи, сравнимой с той ролью, которую сыграли в предшествующий период Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо или Пармиджанино. Влияние Цуккаро выходит за хронологические рамки его достаточно краткой деятельности, во многом благодаря

его брату Федериго, который в 1550 последует за ним в Рим и будет сотрудничать с ним в замке в Браччано, в Сала Реджиа в Ватикане, и особенно в церкви Санта-Мария дель'0рто.

Творческие искания Цуккаро были продолжены мастерами меньшей величины (Раффаэллино да Реджио, Чезаре Неббиа, Николо Трометта), так, что термином <цуккарески> будет впоследствие определена большая часть графических произведений конца XVI в. и это повлечет за собой некоторую путаницу в атрибуции работ, исполненных самим Цуккаро или его последователями. Произведения Цуккаро в основном фрески, очень хорошо описанные Вазари, сосредоточены в Риме и его ближайших окрестностях.

Уроженец провинции Марке, как и его младший современник Бароччи, Цуккаро приезжает в Рим в 1543-1544 и остается здесь навсегда, за исключением поездки в Урбино и Верону в 1551-1552 вместе с герцогом Гвидобальдо II, поездки в Урбино в 1560 по случаю свадьбы Виттории делла Ровере, дочери герцога Гвидобальдо, и, возможно, поездки во Флоренцию в 1564-1565. Его рисунки, представ-

ленные в большинстве крупных музеев мира, многочисленны и разнообразны, порой очень смелы, и представляют собой основу для реконструкции живописных ансамблей мастера, несохранившихся, но известных по старым описям (особенно это касается ранних произведений мастера, созданных в 1548-1553).

Быстро завоевав расположение папы Юлия III, избранного в 1550, Цуккаро начинает с росписей фасадов в жанре, в котором работали и Полидоро да Караваджо, и Перино дель Вага: он создал <обманки> в палаццо Маттеи, известных лишь по подготовительным эскизам (<История Камиллы>, 1548).

Вскоре по заказу папы он исполняет часть декорации виллы

Джулия (<Триумф Аполлона>, <Триумф Флоры>); эти работы возглавляли Вазари и Просперо Фонтана (1553-1555). В эти же годы Цуккаро создает свои особенно значительные произведения: росписи в капелле Маттеи в ц. Санта-Мария делла Консолацьоне (<Сцены из жизни Христа>, <Пророки> и <Сивиллы>, 1553-1556) и в капелле Франджипани в церкви Сан-Марчелло аль Корсо (<Сцены из жизни апостола Павла>, 1558-1559, не закончены). Также по заказу папы Юлия III Цуккаро исполняет композиции в ватиканском Бельведере (<Моисей и Аарон перед фараоном>), а в марте 1559 участвует в траурной церемонии по случаю кончины Карла V в церкви Сан-Джакомо дельи Спаньуоле. Он заменяет Франческо Сальвиати в работе над росписями зала Фасти Фарнезиани в палаццо Фарнезе в Риме, прерванной из-за смерти герцога Рануччио в 1565, и работает над одним из главных своих циклов этого периода - росписи в замке Фарнезе в Капрароле, чья иконографическая программа,

возникшая под воздействием гуманиста Аннибале Каро: фрески в Антикамере дель Консильо, Станце деи Аурора, Станце деи Ланефичи и Станце делла Солитудине уже несут на себе отпечаток реакции на маньеризм.

Последние пять лет творчества Таддео Цуккаро были посвящены, главным образом, работе в Ватикане - в Кортилле делла Либрериа, в Сала Реджиа (<Дар Карла Великого>, <Осада Туниса>), и декорации в церквях - в капелле Пуччи церкви Санта-Тринита-деи-Монти, начатые в 1563 по заказу архиепископа Корфу (<Сцены из жизни Марии>), и в <капелле маджоре> церкви Санта-Мария дель'0рто).

Брат Таддео, Федериго Цуккаро (ок. 1540-1541, Сант'Анджело ин Вадо - 1609, Анкон) - художник и теоретик, учился в Риме у Талдео и работал с ним, главным образом, в Капрароле.

На протяжении всего своего долгого творчества Федериго старался придерживаться стиля брата, используя приемы, легкие в подражании. Его деятельность проходила в Англии (1574), Венеции (1582) и Испании (1586-1588). После смерти Вазари, Федериго возглавил декоративные работы во флорентийском соборе (1575-

1579). В 1593 он становится президентом Академии рисунка в Риме, и в 1607 публикует свой трактат <Идея живописцев, скульпторов и архитекторов> , в котором излагает способ избежать упадка искусства.

Дом Федериго Цуккаро в Риме - палаццо Цуккаро (ныне - библиотека

Герциана) - украшен фресками художника на бытовые сюжеты.

Перейти к биографии