Джон Кольер (англ. John Maler Collier, 27 января 1850 — 11 апреля 1934) — английский живописец и писатель, один из известных представителей Братства прерафаэлитов.
Особенности творчества: Джон Кольер известен как портретист и автор жанровых сцен, призывавших к добропорядочности и нравственности. Самые известные его картины посвящены мифологическим и историческим темам. Актуальные сюжеты, романтический стиль живописи, идеализированные и чувственные женские образы сделали его популярным художником второй половины XIX – начала ХХ веков.
Известные картины художника: «Леди Годива»,
«Лилит»,
«Тангейзер» (Венерина гора),
«Водная нимфа»,
«Служанки фараона».
Джон Кольер — один из успешных и известных художников Братства прерафаэлитов. Этому способствовало все его окружение: благополучное детство, поддержка родителей и личные амбиции. Его работы вызывали интерес и понимание современников, но не менее они привлекают современных зрителей своей утонченной эстетикой и захватывающими сюжетами.
Семья и личная жизнь Джона Кольера
Джон Кольер родился в преуспевающей благополучной семье судьи Роберта Кольера, обладавшего наследственным титулом барона Монксуэлла и его жены — Изабеллы Кольер. Отец будущего художника, помимо основной деятельности увлекался живописью и был членом Королевского общества британских художников.
После четырех лет обучения в Eton College, Кольер отправился в Германию изучать немецкий и французский языки. Он обучался дипломатическому делу в старейшем учебном заведении — Гейдельбергском университете, но в возрасте 25 лет поменял свой выбор и стал учиться на живописца в Мюнхенской академии художеств. Он продолжил свое художественное образование в лондонской Школе Слэйда под руководством
Эдварда Пойнтера и в Париже, обучаясь у
Жана-Поля Лорана. Отец его не противился такому выбору. Молодой Кольер искренне восхищался работами
Альма-Тадемы и
Милле и считал себя их последователем. Английский писатель и художественный критик В.Г. Поллок писал в воспоминаниях о художнике, что даже внешне он работал в манере Милле: при написании портретов устанавливал холст бок о бок к модели, внимательно всматривался в натуру и расхаживал взад-вперед, чтобы максимально точно передать личность изображаемого.
Кольер был тесно связан с профессором Томасом Генри Хаксли, который получил прозвище «бульдог Дарвина» за то, что был приверженцем модной и осуждаемой в то время дарвинистской теории. Кольер женился на его дочери — Мэриан — художнице, также обучавшейся в школе Слейда. Она выставляла свои работы в Королевской академии и оставила известный портрет своего мужа. У пары родилась дочь Джойс, которая впоследствии тоже стала заниматься живописью. Мэриан была вынуждена восстанавливать свое здоровье после родов в Париже, но ослабевшая, она подхватила пневмонию и умерла в 1887 году.
Два года спустя, Кольер выезжает в Норвегию и совершает ряд хитростей, чтобы жениться на сестре покойной жены — Этель, также художнице-миниатюристке. В Англии такие браки заключать было запрещено до 1907 года. У Этель и Джона родились дочь Джоан и сын Лоуренс, который был впоследствии послом Англии в Норвегии с 1941-1951 гг.
Успех, как спутник творчества в жизни Кольера
Творческий путь Джона Кольера — это в своем роде один из успешных и привлекательных примеров в истории искусств. Он был принят зрителями, критиками и коллегами и быстро построил свою карьеру, став одним из основателей Королевской академии художеств, а затем и ее вице-президентом. Кольер становится членом Королевского общества живописцев и Королевского общества портретистов, где были выставлены 165 его работ. В 1920 году его, уже полностью сложившегося художника, награждают орденом Британской Империи.
Репродукции с портретами, историческими и драматическими сценами Кольера распространялись по разным городам и странам, присутствовали на выставках. Поллок в 1914 году посвятил ему выпуск Art Journal, озаглавив его «Art of the Honourable John Collier» (Искусство достопочтенного Джона Кольера), снабдив публикациями пятидесяти черно-белых и шести цветных его работ, а также фотографией его мастерской. Такое внимание только прибавило популярности художнику.
Писательская деятельность занимает отдельное место в жизни Кольера. В 1882 году вышла первая теоретическая работа художника - «The Primer of Art» (Учебник по искусству). Четыре года спустя он издает еще одно письменное произведение - «A Manual of Oil Painting» (Руководство по масляной живописи), где в деталях раскрывает особенности живописного искусства. Эту книгу можно купить даже сегодня, и она будет увлекательным и полезным чтением не только для знатоков, но и для любителей.
Темы и сюжеты Джона Кольера: от Дарвина до Лилит
Портреты были первым по важности видом работ Кольера, благодаря им он обеспечивал себя и свою семью. Среди его заказчиков была вся британская элита: от крупных политиков до ученых и писателей. Кольер создает потреты Георга V,
Редьярда Киплинга,
Чарльза Дарвина, Альма-Тадемы, знаменитых актеров и актрис театра, правителей Индии и Непала и т. д. При всей значимости заказчиков, Кольер минует их идеализации, люди на портретах живые и подвижные, в их чертах передан характер, а детали объясняют зрителю род их деятельности. Если в мифологических и нравоучительных сюжетах автор прибегал к романтизации и театральности, то портреты его полны настоящей жизни и более чем реалистичные — это был один из живописных принципов автора.
Назидательность, так популярная в Викторианскую эпоху, отразилась в небольших жанровых сценках Кольера. Это
«Падший идол» - признание юной жены в измене своему немолодому супругу, и другой вариант этой же темы
«Признание», где женщина скрыта в тени, а образ, как громом пораженного мужчины, явственно проступает в рембрандтовском освещении.
«Грешница» - роскошно одетая женщина, в порыве прижавшаяся к исповедальне, шепчет свои грехи скрытому от взглядов священнику: это образ внешнего покаяния и чувственной наигранности.
Женщина — главная героиня работ Кольера, и лишний раз он это доказывает, дав практически библейское название
«Возвращение блудной дочери» трагично-бытовой сцене прихода дочери-проститутки в родительский дом.
Несмотря на любовь к нравоучительным темам, Кольер весьма сдержанно относился к религии. Его холодность в этом отношении поддерживали дарвинистские идеи его свекра. Художник утверждал, что ждет с нетерпением, когда этика займет место религии и был убежден, что в мире есть масса вещей, способных заменить все положительные стороны веры в Бога.
Драматизм и любовь к театру сделали исторические и мифологические сюжеты Кольера знаковыми и узнаваемыми. Следуя романтическим традициям, и с истинно прерафаэлитским рвением он изображал прекрасных неземных женщин, влекущих к себе своей чувственной красотой. Его героини необычайно женственны, но при этом каждая из них отличается особой судьбой, силой или даже властью. Исторические персонажи, богини и героини древних мифов, женские образы из романов и старых английских баллад — излюбленные персонажи живописи Джона Кольера. Именно эти работы представляют наибольший интерес и наиболее сближают его с Братством Прерафаэлитов.
Первая работа, которая ассоциируется с именем Джона Кольера — это
«Леди Годива» 1898 года. Молодая обнаженная женщина на лошади — вряд ли чем можно еще больше заинтересовать зрителя. Сюжет и исполнение попадают прямо в цель, при этом образ женщины – жены графа Леофрика, вступившейся за свой народ, остается скрытным и целомудренным даже для самых предвзятых взоров.
«Клитемнестра», созданная в двух вариантах 1882 и 1914 годах, вызвала не просто удивление, но и негодование. Причиной являлась не только ее обнаженная грудь, но общее впечатление силы, власти, вызова и даже агрессии. Все это вкупе с обнаженным торсом было неприемлемо для традиционной публики. Ситуация оказалась на грани комичности: один из ортодоксальных художников-морализаторов дал «пощечину общественному вкусу», да так, что картину запретили к показу.
Рыжеволосая
«Лилит» - это воплощение страсти и восхитительной плотской красоты. Обходя библейскую версию стороной, миф о Лилит рассказывает о ней, как о первой жене Адама, созданной не из его ребра, а равной ему. Непокорность и свободолюбие были не угодны ни Богу, ни мужу, и Лилит стала изгнанницей, символом сексуального влечения и греха.
Кольер обращался к античным мифам, египетской тематике и историческим сюжетам, иллюстрирующим не только историю и легенды старой Англии, но и Древней Греции и Италии. В его женских образах редко можно найти меланхолию и задумчивость, практически все героини художника страстные, яркие и влекущие, наделенные первобытной естественностью. Он нередко использует язык тела, через жесты и позу передает состояние героини и ее чувства.
Произведения Джона Кольера находятся во многих городах и странах. Они хранятся в Лондонской портретной галерее, в галерее Тейт, в Париже, во Флоренции, а также в частных коллекциях по всему миру.
Колер умер в 1934 году. Его творческий путь начался, продолжился и завершился, следуя стези классического искусства. Кольер был предан от начала до конца своим идеям гармонии, силы, благоразумия и эстетики. Это делало его популярным художником, отвечающим вкусам не только Англии, но и других стран конца XIX – первой половины ХХ веков. Его полотна вызывали интерес даже тогда, когда наступала эпоха модернистских течений, и художественная жизнь перевернулась с ног на голову. Кольер не оставляет равнодушным и современных зрителей, что позволяет отнести его живопись к подлинному классическому искусству, которое не нуждается в соответствии сегодняшней моде.
Автор: Людмила Лебедева