Павел Петрович Беньков (20 декабря 1879, Казань – 16 января 1949, Самарканд) - русский художник, портретист, мастер городского пейзажа, театральный декоратор, преподаватель Казанской художественной школы и Самаркандского художественного училища. Мастер оказал большое влияние на формирование оригинальных живописных традиций Узбекистана и всей Средней Азии.
Особенности творчества художника Павла Бенькова: во время учебы Бенькова прозвали «Тицианом» за большое внимание, которое он уделял цветовым решениям. Художник свободно и мягко моделировал солнечный свет, широкими мазками создавая живописный образ, передавая настроение и подвижность различных состояний природы. Его стиль в зрелые годы называют отчасти импрессионистическим. Отметим, живописная манера художника отлична от стиля
Николая Фешина, с которым Беньков дружил.
Известные картины художника Павла Бенькова: «Девушка-хивинка»,
«Хауз с водоносами»,
«Подруги. Письмо с фронта»,
«Старая Бухара».
Павел Беньков родился в 1879 году в Казани. Его родители держали скорняжную мастерскую, семья жила достаточно скромно. Мальчик с юных лет мечтал стать художником, и несмотря на все препятствия - непонимание родителей, денежные трудности, бытовую неустроенность - в 1895 году поступил в Казанскую художественную школу. Здесь Беньков проявил себя необыкновенно трудолюбивым и настойчивым учеником, здесь же познакомился с Николаем Фешиным, и они быстро стали друзьями, делясь друг с другом и радостями, и бедами.
После окончания Казанской художественной школы в 1901 году Бенькова и Фешина рекомендовали для поступления без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. При возможности Павел выезжал на каникулы в Европу, в Париже учился в Академии Жюльена.
В Академии Беньков в своих работах проявлял повышенное внимание к цвету, за что однокурсники прозвали его «Тицианом». Однако дисциплина у него хромала, и после очередного опоздания к началу занятий (Беньков ездил в Италию) его исключили из списка учащихся. Академию Беньков все-таки закончил и получил звание художника 30 октября 1909 года. Дальше была родная Казань, преподавание в Художественной школе и старый добрый друг Фешин, который работал там же. Ученики буквально боготворили своих педагогов и разделились два лагеря: «фешинцев» и «беньковцев», однако никаких трений и конкуренции между самими художниками не было.
Наряду с пейзажем, излюбленным жанром Бенькова был портрет. Моделями для большинства полотен становились близкие и друзья художника. Павел Петрович сотрудничал со многими казанскими театрами, дружил с артистами, которые ему нередко позировали. В 1913 году в творчестве художника появилось еще одно направление – оформление театральных представлений для Казанского оперного театра. Беньков создал декорации к таким спектаклям, как «Чио-Чио-Сан», «Аида», «Кармен», «Руслан и Людмила».
Революция 1917 года внесла значительные коррективы в спокойную жизнь Бенькова: ему пришлось ехать в Иркутск с отступающими белыми войсками. Страшный голод в Поволжье докатился и до Казани. Надо было меняться, подстраиваясь под новую реальность, и в 1922 году Беньков вступает в Ассоциацию художников революционной России. А через год – еще один болезненный удар: его лучший друг, Николай Фешин, принимает решение уехать в США вместе с семьей.
Новаторские педагогические процессы, внедрявшиеся в Казанском художественном училище, не нравились Бенькову. В 1925 году татарское отделение АХРРа отстранило Павла Петровича от преподавания. Со временем по настоянию студентов Беньков был восстановлен, но нападки на него со стороны «новаторов» продолжились. Дела шли плохо, и в 1920-е годы художник снова обратился к оформлению театральных постановок.
Между тем неопределенность и финансовые трудности, смерть сына Виктора, сложные отношения в семье и на работе привели Павла Петровича к мысли об отъезде из Казани. Летом 1928-го он отправился в Бухару – и этот город, застывший во времени, произвел на художника неизгладимое впечатление. Черты средневековья были на каждом углу Бухары — от типажей на улицах до уклада жизни и деталей быта, лишь красные флаги напоминали о том, что здесь воцарился социализм. Мастер пленэра оказался в среде, где каждая улица или квартал становились натурой, а каждый человек — потенциальной моделью.
В 1929-м Беньков окончательно переехал жить в Среднюю Азию. Весь его предшествующий опыт преобразовался в собственный неповторимый, импрессионистический стиль. Визитной карточкой пейзажей художника стали белое солнце, желтовато-серая пыль, ажурные серые тени, серо-голубое небо. И, конечно же, он продолжил писать портреты, увековечив «уходящую натуру» Благородной Бухары. При этом трудно сказать, как Беньков уговаривал позировать немолодых мужчин, которые чтили мусульманские традиции и отрицательно относились к изображению живых существ.
В 1930 году в Самарканде открыли художественный техникум, где Павел Петрович стал преподавателем живописи. Он купил небольшой дом на окраине Самрканда, куда в 1930 году переехала из Казани его жена. Заказов было много: портреты руководителей Узбекистана, сюжетные полотна на темы социалистических строек. Карьера шла в гору, Беньков много выставлялся. В 1939 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. Во время Великой Отечественной войны Павел Петрович не писал батальных полотен, зато создал множество агитационных плакатов. В ставшем ему родным Самарканде он был местной легендой – грузный, с тросточкой, он перемещался по городу в тарантасе, покупал студентам холсты на свои деньги, а на работе всячески отстаивал принципы реалистического искусства. Больное сердце все сильнее давало о себе знать, и в 1949 Павел Петрович Беньков скончался.
По материалам статьи Тиграна Мкртычева «Павел Беньков», подготовленной для выставки "Место под солнцем. Беньков / Фешин" в Музее русского импрессионизма.