Макс Пехштейн (нем. Max Pechstein, 31 декабря 1881 года, Цвиккау — 29 июня 1955, Берлин) – немецкий художник и график, был членом экспрессионистской художественной группы «Мост», возглавлял художественное объединение «Новый сецессион» после конфликта и раскола в рядах Берлинского сецессиона.
Пехштейн был самым востребованным и известным в Германии и за ее пределами художником-экспрессионистом. Многие именно его считали лидером группы «Мост», его персональные выставки вызывали огромный интерес и признание, он чаще других получал частные заказы. Хотя на самом деле Пехштейн попал в группу по приглашению Эриха Хеккеля, одного из четырех основателей. Растущая популярность Пехштейна была связана прежде всего с тем, что присущая экспрессионизму резкость красок и форм в его работах смягчалась и представала зрителю в облегченном формате. Увлеченный искусством французских фовистов, Пехштейн тяготел к чистым радостным краскам – и редко впускал в работы беспокойство и тревожность. В конце концов это привело к исключению художника из группы.
Разойдясь с мостовцами, Пехштейн легко находит место в рядах Берлинского Сецессиона, а получив однажды отказ от жюри Сецессиона, уверенно создает с несколькими соратниками собственное объединение, тесно общается с членами группы «Синий всадник», в поисках естественной, далекой от цивилизации жизни уезжает на острова Палау в Тихом океане.
Время между двумя мировыми войнами – самое продуктивное для Пехштейна. Он иллюстрирует книги, создает витражи, виртуозно выполняет гравюры на дереве, преподает в Прусской художественной академии. С приходом к власти нацистов ему придется отказаться от всего: его увольняют и запрещают писать, к концу войны призывают на принудительные работы. После свержения нацистского режима художник проживет еще 10 лет, будет восстановлен во всех должностях и статусах, получит множество премий и признание, но никогда не сможет вернуться к прежней интенсивной работе. В последние годы жизни он пишет только небольшие акварели.
Особенности творчества художника Макса Пехштейна: члены художественного объединения «Мост» проводили все лето на озерах и побережье Балтийского моря, купались нагишом вместе с натурщицами и женами, искали в природе и естественном образе жизни спасение от губительной силы цивилизации. Макс Пехштейн был одним из самых тонких и лирических приверженцев этой идеи. Он пишет купальщиц и дикие заросли вдоль пляжей, рыбацкие деревни и горные валуны так, как будто он это спасение уже нашел. В гравюрах, созданных после путешествия на тихоокеанские острова, он достиг наивысшего мастерства, сочетая классическую немецкую технику ксилографии с экзотическими формами, присущими наивному островному искусству.
Известные работы Макса Пехштейна:
«Обнаженные под деревом»,
«Три женщины на фоне пейзажа»,
«Мужчина и женщина»,
«Младенец».