войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Виллем де
Кунинг

США • 1904−1997
Виллем де Кунинг (нидерл. Willem de Kooning; 24 апреля 1904, Роттердам, Нидерланды – 19 марта 1997, Ист-Хэмптон, Нью-Йорк, США) американский художник голландского происхождения, считается одним из основателей абстрактного экспрессионизма. В возрасте 22 лет нелегально мигрировал в США, почти всю жизнь прожил в Нью-Йорке. Добился признания еще при жизни, неоднократно организовывал персональные выставки в музеях и галереях США. В XXI веке картины де Кунинга стали продаваться за рекордные суммы.

Особенности творчества художника Виллема де Кунинга: работал в самых разнообразных техниках, начиная от гравюр и заканчивая проектами муралов, постоянно экспериментировал с материалами. Однако наибольшим вкладом в американскую живопись считаются произведения де Кунинга, написанные в стиле абстрактного экспрессионизма, а также серия «Женщины».

Известные картины Виллема де Кунинга: «Женщина I»,  «Женщина III», «Обмен», «Полицейская газета», «Дверь к реке».

Жизненная позиция Виллема де Кунинга была простой и сложной одновременно: «Ты должен меняться, чтобы оставаться прежним». Вся его жизнь, кажется, была подчинена этому парадоксальному правилу. В отличие от других художников, в творчестве де Кунинга нет работ, которые можно было бы назвать его «визитной карточкой». Разделение живописи на стили он считал обманом и официально не примыкал ни к одному художественному движению. Следуя за собственным вдохновением, художник в самом деле постоянно менялся, экспериментировал с сюжетами, техниками и материалами, и при этом умудрялся оставаться прежним, держась за узкими рамками «классической» живописи.

Художник против живописи


Первую работу Виллем Кунинг (приставку «де» он добавит к своей фамилии гораздо позже) получил в 12 лет. Будучи сыном разведенных родителей, Виллем, похоже, рано почувствовал необходимость в самостоятельности и нашел возможность обеспечить себе скромный, но постоянный заработок. Уже тогда он решил связать свою жизнь с «визуальными искусствами» и нанялся помощником в компанию, занимавшуюся дизайном интерьеров.

Приблизительно в это же время будущий художник записывается на вечерние курсы в роттердамскую Академию искусств и ремесел (в 1998 году учебное заведение было переименовано в честь Виллема де Кунинга). Обучение вызывало у Виллема смешанные чувства. С одной стороны, здесь делалась определенная ставка на утилитарность, присущую новообразованной группе «De Stijl». Студентов обучали не только рисунку и основам живописи, но и дизайну, и типографскому делу. Но при этом в то время, когда во всей остальной Европе ломались шаблоны и рушились стереотипы, когда гремели абстракционизм, кубизм, а позднее – сюрреализм, преподаватели роттердамской Академии восхищались художниками барбизонской школы. Позже де Кунинг вспоминал, что уже тогда живопись в подобном виде представлялась ему чем-то до ужаса архаичным: «В том, чтобы быть современным художником, не было ничего общего с желанием стать живописцем».

В 1920 году де Кунинг нанимается ассистентом к художественному декоратору и дизайнеру Бернару Ромейну. В это время он уже начинает писать в свободные от работы часы, но ранних картин художника, к сожалению, сохранилось очень мало («Портрет Рене», «Натюрморт (Миска, кувшин и кружка)», «Продавщицы цветов»). Спустя четыре года де Кунинг прерывает обучение ради путешествия в Бельгию, где он посещает занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, зарабатывая на жизнь рекламными заказами. После возвращения на родину художник все же получил диплом Академии искусств и ремесел. И тут перед ним встал главный вопрос: куда двигаться дальше? Ответ стал неожиданным даже для самого де Кунинга – Новый Свет.

Женское начало


В 1948 году в Галерее Чарльза Эгана на Манхэттене состоялась первая персональная выставка Виллема де Кунинга. Для художника, который после переезда в Штаты вынужден был работать маляром, столяром и декоратором витрин, а в годы Великой Депрессии и вовсе вести почти нищенской существование из-за своего положения нелегала, это событие стало серьезным шагом. Вскоре после выставки де Кунинг начинает продавать свои картины за внушительные суммы, а в 1951 году получает приз от Художественного института Чикаго за масштабное абстрактное полотно «Раскопки». Эту картину многие художественные критики считают одной из самых важных работ в американском искусстве ХХ века.

При взгляде на картины де Кунинга создается впечатление, что его воображение пребывало в постоянном поиске, постоянном движении. В 30-х и начале 40-х в своих работах он чаще всего обращается к антропоморфным формам (к примеру, пишет серию одиноких мужских фигур (1, 2), затем полностью переключается на абстрактную живопись, создавая цикл черно-белых работ («Темный пруд», «Картина»). А в начале 50-х вдруг огорошивает публику и критиков своими знаменитыми «Женщинами».

На создание первой картины, которая положила начало самой противоречивой и неоднозначной серии в творчестве художника, у него ушло около двух лет. Всё это время де Кунинг переделывал почти двухметровое полотно, внося на холст новые и новые изменения и не удовлетворяясь результатом. В конце концов, художник просто сорвал полотно со стены и забросил работу над ним на несколько месяцев.

«Женщины» впервые увидели свет в 1953 году на выставке в Галерее Сидни Дженис и вызвали настоящую сенсацию. Во-первых, по причине того, что де Кунинг вернулся к фигуративной живописи, в то время как его единомышленники (в то время художника уже причисляли к абстрактным экспрессионистам) старательно от нее отдалялись. К тому же в этих работах были воплощены, казалось, все самые темные сексуальные страхи человечества. Женщины де Кунинга, с их изломанными конечностями, хищными оскаленными зубами и пустыми глазами, пугали и завораживали одновременно.

Секс, живопись и алкоголь


Элейн Фрид восхищалась картинами де Кунинга задолго до личного знакомства с художником. Их первую встречу в манхэттенском кафе устроил учитель Элейн. На тот момент девушке едва исполнилось 18, де Кунингу же было 34. Художник решил стать наставником молодой амбициозной Фрид, однако отношения довольно быстро вышли за рамки рабочих. Де Кунинг был строгим и придирчивым учителем: он раз за разом заставлял девушку переделывать рисунки, чтобы получить более точный силуэт или правильные тени, безжалостно уничтожая неудачные с его точки зрения работы. Однако такой подход, по словам Элейн, не обескураживал ее, а наоборот побуждал работать качественнее, точнее и изящнее.

В 1943 году Виллем и Элейн поженились, и лофт де Кунинга стал их общим домом и студией. Совместная жизнь де Кунингов была довольно странной с точки зрения общепринятых норм. Как сказали бы сейчас, они жили в «открытом браке», совершенно спокойно относясь к периодическим интрижкам друг друга и сексу в принципе. Элейн заводила романы с приятелями и знакомыми своего мужа, которые, кроме прочего, помогали развитию его карьеры. Де Кунинг тоже не испытывал недостатка в женском внимании. Одна из любовниц, Джоан Уорд, даже родила ему дочь.

Но живопись и одинаковые взгляды на супружескую верность были только двумя «китами», на которых держался этот странноватый брак. Третьим стал алкоголь. В конце концов, именно алкоголизм окончательно расшатал хрупкую конструкцию, умудрившуюся продержаться без малого 15 лет. В 1957 году супруги расстались. Элейн осталась в Нью-Йорке почти без средств к существованию, а де Кунинг погрузился в депрессию и спустя какое-то время переехал на Лонг-Айленд. Они прожили порознь почти 20 лет, при этом не сочтя нужным развестись, а затем неожиданно снова воссоединились и прожили вместе до самой смерти Элейн от рака легких в 1989 году.

Возвращение домой


Когда в июле 1926 года Виллем де Кунинг сошел с корабля в Вирджинии, он был разочарован. В своих мечтах художник рисовал образ совсем другой Америки, с небоскребами, шумными улицами и бесконечным движением. Здесь же его ждала «какая-то разновидность Голландии, плоская страна, похожая на ту, которую я только что покинул». Нью-Йорк же в полной мере олицетворял «американскую мечту» де Кунинга.

Однако после долгих лет жизни в самом сердце Большого Яблока художник вдруг решил перебраться в спокойный Ист-Хэмптон на Лонг-Айленде. Де Кунинг спроектировал для себя дом-студию и активно участвовал в строительстве. Здание получилось наполненным светом и как будто парящим над землей, с крышей, напоминающей крылья бабочки. Когда художник в 1971 году окончательно поселился в новом доме, его работы вновь стали меняться. Свет и ландшафты в Ист-Хэмптоне напоминали де Кунингу о родной Голландии, и он начал писать абстрактные пейзажи («Северный атлантический свет», «Без названия V»).

Цвета в работах художника смягчились, формы стали более текучими. Он снова экспериментирует с материалами, добавляя в краски воду и сафлоровое масло, делая их более жидкими и скользящими, и в то же время превращая их в очень сложную для работы субстанцию.

В 1984 году Виллем де Кунинг официально завершил карьеру, а в 1991 написал свою последнюю картину. За два года до этого умерла Элейн, а за девять ему поставили страшный диагноз – болезнь Альцгеймера. Воспоминания стали ускользать от художника вместе с образами, которые он мог бы перенести на холст. С каждым годом де Кунинг работал все меньше, при этом спрос на его ранние работы только возрастал. В 1989 году работа «Обмен» была куплена за 20,6 миллионов долларов, установив рекорд самой высокой цены за произведение искусства, проданное при жизни художника. В 2015 году это же полотно неофициально побило новый рекорд, уйдя в фонд миллиардера Кена Гриффина приблизительно за 300 миллионов (столько же стоила самая дорогая на тот момент картина в мире – «Когда свадьба?» Поля Гогена).

На момент главного творческого триумфа состояние де Кунинга уже настолько ухудшилось, что суд официально признал его недееспособным. Единственная дочь художника Лиза заботилась о нем до самой его смерти 19 марта 1997 года.

Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии