войти
опубликовать

Аллан
Капроу

США • 1927−2006

Аллан Капроу (англ. Allan Kaprow; 23 августа 1927, Атлантик-Сити, США – 5 апреля 2006, Энсинитас, США) – американский художник и теоретик искусства, который ввел в обиход понятия «инсталляция» и «хеппенинг». Большая часть детства Капроу прошла на ранчо в Аризоне. Жизнь там давала ему ощущение общности, коллективной деятельности, которое станет определяющим в его будущей художественной карьере. Капроу учился в нескольких профессиональных учебных заведениях, изучал живопись и философию, получил степень магистра по истории искусства. С 1953 года начинает преподавательскую деятельность, которая продлится почти до самой его смерти. В 1958 году Капроу пишет знаменитое эссе «Наследие Джексона Поллока», в котором впервые использует термин «хеппенинг». В этом же тексте он заявляет о том, что мастерство и постоянство должны быть забыты, а в искусстве можно и нужно использовать и недолговечные материалы.

Особенности творчества художника Аллана Капроу: его творческий подход формировался под воздействием абстрактного экспрессионизма, в частности, живописи действия. Хотя в итоге Капроу позаимствовал отсюда только «действие», делая упор именно на физическое взаимодействие между художником и его работой. В конце 40-х – начале 50-х он создает свои первые коллажи и ассамбляжи с найденными объектами. Первые хеппенинги Капроу проводит в конце 1950-х. Одной из главных целей этих перформансов было разрушение так называемой «четвертой стены» между художником и наблюдателем. Но уже к концу 60-х Капроу начинает открещиваться от ассоциирования его имени с хеппенингами, поскольку этот вид искусства очень быстро превратился в мейнстримный. После этого художник концентрируется на «активностях» - интимных, чаще всего домашних сценах с участием одного-двух человек.

Автор: Евгения Сидельникова

Перейти к биографии