войти
опубликовать

Дуччо ди
Буонинсенья

Италия • 1260−1319
С именем Дуччо ди Буонинсенья (предположительно 1260-1319) связывают готическое обновление итальянского искусства ХIII-XIV вв. и формирование сиенской живописной школы.

Сам факт существования сиенской школы как отдельного и своеобразного проторенессансного течения наукой признан лишь недавно – в начале ХХ века. В отличие от более широко известной флорентийской школы живописи, сиенцы специализировались не на фресках, а на алтарных картинах. Сиенская живопись гораздо сильнее, чем флорентийская, зависит от византийской и готической традиций. Там, где флорентийцы предпочитают концентрированный драматический рассказ, сиенцы – более лиричны и любят выписывать всяческие декоративные подробности наподобие рисунка золотыми линиями. И хотя Дуччо ди Буонинсенья выполнял некоторые заказы флорентийских церквей и, возможно, даже учился у знаменитого флорентийца Чимабуэ, сам он – плоть от плоти сиенского искусства. Всё сказанное о сиенской школе можно отнести и к живописи Дуччо.

В Сиене был настоящий культ Богоматери. И все без исключения картины Дуччо ди Буонинсенья – от первой из известных нам «Мадонны Креволе» до последней «Мадонны со святыми» – это прославление Пресвятой Девы.
За давностью лет, реконструкция творческого и жизненного пути Дуччо ди Буонинсенья – непростая задача. Многие сведения, даже точная дата рождения художника и период его ученичества, попросту утрачены. Сложности представляет и атрибуция некоторых произведений.

Тем не менее, в архивах Сиены сохранилось немало документов, упоминающих Дуччо ди Буонинсенья. Их изучение позволило историкам воссоздать характер художника. Судя по всему, Дуччо был своенравным, задиристым и не признавал над собою никаких авторитетов. Многие из документов – это, как ни странно, не договоры о найме на работу, что было бы типично для художника, а штрафы, которые налагали на Боунинсенья власти Сиены. Штраф за уклонение от воинской повинности, неоднократные штрафы за неуплату налогов в городскую казну и даже пустячный штраф в несколько сольди за занятие магией.

Впрочем, власти Сиены, хотя и подвергали Дуччо ди Буонинсенья административным взысканиям, всё же ценили его редкий талант. Ведь именно ему, мятежному Дуччо, город доверил исполнение «Маэсты» – грандиозной алтарной картины для главного собора Сиены.

Контракт на сумму три тысячи золотых флоринов, подписанный в 1308 году между Дуччо ди Буонинсенья и представлявшим Сиенский собор Якопо Морискотти, достоин называться памятником деловой этики. Помимо чисто практических вещей наподобие качества дерева и количества золотой краски, там содержится несколько пунктов, регламентирующих поведение Дуччо в процессе работы. К примеру, специально оговаривалось, что картина во всех её частях должна быть написана именно рукой Дуччо, а не кого-либо из его расторопных подмастерий. И что Дуччо не вправе браться ни за какие другие работы, пока не завершит «Маэсту». Имелось также клятвенное обязательство со стороны художника задействовать всю искусность, изобретательность и мастерство, которыми его наделил Всевышний. Словом, Сиенский собор сделал всё возможное, чтобы подстраховать себя от непредсказуемого характера Дуччо.

Работа над «Маэстой», центральным произведением в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, продлилась три года. По сохранившимся данным местных хроник, перенесение «Маэсты» из мастерской в сиенский храм стало грандиозным всенародным праздником. День 9 июня 1311 года объявили выходным, городские мастерские и лавки были закрыты, на центральных улицах и площадях играли музыканты, священнослужители и отцы города со свечами в руках возглавляли большую процессию горожан, сопровождавших картину. Так торжественно город встречал «Маэсту», которая станет настоящим символом Сиены…

Сведения о личной жизни Дуччо более скудны, чем информация о его знаменитой «Маэсте». Предполагается, что по своим политическим взглядам он принадлежал к партии гибеллинов, а в деловых вопросах был настолько непрактичен, что к концу жизни окончательно разорился. Когда Буонинсенья умер, его жена и дети (их было семеро, художниками стали двое), чтобы не погашать многочисленных долгов, публично отказались от него.

Мы очень мало знаем и о позднем этапе творчества Дуччо ди Буонинсенья. Единственное дошедшее до нас произведение этого периода – хранящийся в Национальной пинакотеке (Сиена) полиптих «Мадонна со святыми», авторство которого, впрочем, оспаривается. Однако глубокое своебразие Дуччо делает его не только одним из ведущих мастеров треченто-кватроченто, но и одним из наиболее дорогих художников в современном мире: в 2004-м году Метрополитен-музей (Нью-Йорк) выкупил «Мадонну Стокле» (1300) Дуччо ди Буонинсенья за рекордную для себя сумму – 45 миллионов долларов.

Автор: Анна Вчерашняя
Перейти к биографии