• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Григорий Васильевич Сорока
Россия 1823−1864
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорокин подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян. В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. Между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть и тогда отец насильно женил Сорокина на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова… Однажды Милюков приказал выпороть Сорокина за некую провинность, после чего художник покончил жизнь самоубийством — повесился. Был похоронен за церковной оградой. Лидия позже отравилась.

Родился в деревне Покровское (Тверская губерния) 15 (27) ноября 1823 в семье крепостного крестьянина. В 1841 был взят в дом хозяина, помещика Н. П. Милюкова (в имении Островки). Обнаружив яркий талант рисовальщика, стал одним из учеников А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. Несколько лет жил попеременно то в Сафонково, то в Островках.

Наследие художника невелико: бесспорными можно считать не более 20 недатированных картин, исполненных в основном в 1840-е годы. Особенно удавались художнику приусадебные пейзажи, полные созерцательного спокойствия и тишины, — таковы, в первую очередь, картины, написанные в селе Спасском (Тамбовская губерния), принадлежавшем родственникам Милюкова (Рыбаки. Вид на озеро Молдино, Вид на плотину; обе работы — в Русском музее; Часовня в парке, Эрмитаж). Написал несколько интерьеров: Гумно, Кабинет в Островках, Отражение в зеркале (все — в Русском музее). Свойственная работам Сороки «наивная» застылость форм вкупе с поэтической интуицией, уподобляющей простой акт восприятия натуры некоему бытовому чуду, сближает его манеру с магическим реализмом 20 в., делая художника наиболее «современным» из всех венециановцев. Сорока оставил также ряд лирически-тонких портретов (Е.Н.Милюкова; А. Г. Венецианов; оба там же; и др.).

Так и не получив вольной, Сорока оказался в особенно тяжелом положении после смерти Венецианова (1847), главного своего заступника перед барином. Его явно тяготил контраст между сложившимся уже в нем внутренним образом художника-творца и фактическим бесправием. Покинув усадьбу, в начале 1850-х годов вернулся в Покровское, где писал иконы для местных церквей (Спас Нерукотворный, Картинная галерея, Тверь; в целом же круг этих вещей четко еще не определен). Вовлеченный в крестьянские волнения после отмены крепостного права (он написал для своих односельчан письмо Александру II c жалобой на несправедливые условия выкупа земли), был подвергнут телесному наказанию, после чего повесился.

Читать дальше

Работы художника
всего 13 работ
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии
0
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии
1840, 88×69 см
Рыбак
0
Рыбак
1840, 102×67 см
Портрет Е. Н. Милюковой
0
Портрет Е. Н. Милюковой
25×33 см
Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии
0
Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии
88×69 см
Вид озера Молдино в "Островках" имении Н. П. Милюкова
0
Вид озера Молдино в "Островках" имении Н. П. Милюкова
64×50 см
Рыбак
0
Рыбак
102×67 см
Флигель дома
0
Флигель дома
39×27 см
Портрет А. Г. Венецианова
0
Портрет А. Г. Венецианова
63×49 см
Гумно
0
Гумно
65×53 см
Посмотреть все 13 работ художника