(р. 2.03.1961, Челябинск), чл. СХ России (1989). Окончил отделение скульптуры Чел. художественного училища (1981). Учился у Л. Вениковецкой, Б. А. Маганова, Н. А. Аристова. С 1985 художник, в 1987–95 гл. художник Чел. фабрики художественных изделий. Постоянный экспонент зон., респ. и междунар. выставок ювелирного иск-ва. Персон. выставка состоялась в Посольстве России в Финляндии (Хельсинки, 1989). В ювелирной пластике Н. сочетаются элементы станкового и декоративного иск-ва, образное начало доминирует над утилитарной функцией. Н. часто прибегает к синтезу графич., скульп. и дизайнерских подходов, что соответствует эстетич. концепциям худ.-модернистов: Л. Бакста, М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина. Близость к ним проявляется и в увлеченности вост. тематикой (“Империя степей”, золото; декоративная ваза “Сад луны”, яшма, кварц, коралл, серебро), и в использовании орнамента как структурообразующего принципа (кулон-подвеска “Черепашка”, золото; брошь “Паук”, золото). В работах Н. линия развивает форму изнутри и замыкает снаружи в упругий силуэт знака (подвеска-кулон “Летучий голландец”, золото; киддушная чаша для вина “Золотой Иерусалим”, золото, серебро, кварц, топаз, гранаты). Используя фактурные нюансы золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных минералов, авт. создает иллюзию органич. слитности компонентов, колористич. единства. Н. развивает в ювелирной практике традиционно станковый жанр пейзажа (декоративная композиция “Осенний этюд”, яшма, кварц, коралл, серебро), вводит в образную структуру изделия сюжет (декоративная композиция “Последний день Римской империи”, серебро, чароит, топаз; эгрет “Свадьба соек”, серебро, аметист), ведет поиск нового универс. пластич. стиля. Произв. Н. представлены в собраниях Чел. музея декоративно-прикладного искусства Урала, музея геолого-минералогического, Пражского нац. Музея евр. иск-ва (Чехия), в частных коллекциях России и стран зарубежья: США, Израиля, Финляндии, Германии. За участие в выставках и конкурсах Н. награжден Серебряной медалью Рантеннена (Финляндия, 1989), дипломами 6-й Междунар. выставки совр. иудаики (Иерусалим, 1996), Всерос. конкурса ювелирных изделий (Екатеринбург, 1998), Междунар. выставки “Ювел-Экспо” – “за лучшую разработку ювелирного изделия” (Москва, 2000).
(автор статьи: Е. А. Шипицына)
Лит.: Челябинская организация Союза художников России, 1936–1991: Справ. / Авт.-сост. О. А. Кудзоев. Ч., 1996; 3000 лет Иерусалиму: 6-я Междунар. выст. соврем. иудаики: Кат. выст. Иерусалим, 1996; Шипицына Е. А. Пространство символа // Автограф. челябинск-Арг. 2001. № 1.