При упоминании имени Гольбейн мы сразу вспоминаем замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие знают о существовании Ганса Гольбейна Старшего (ок.1465-1524), который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже 15-16 веков. Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской и оказал влияние на многих немецких художников, среди них на такого мастера, как Матиас Грюневальд. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. И, наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего.
Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности Гольбейн много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 году художник возвращается в родной город и женится на дочери Фомы Бургмайра, преуспевающего аугсбургского живописца. У него рождаются два сына - Амброзиус и Ганс. Дела Гольбейна идут очень успешно, он становится во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья.
Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу 15 века становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана, способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счет утраты глубокого внутреннего содержания. В этой художественной ситуации Гольбейн лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать живописной манере Гольбейна, к числу его последователей и учеников можно отнести Ганса Бургмайра, Иорга Брея, Мартина Шаффнера и некоторых других художников.
Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 году он работает в Ульме, два года спустя Гольбейн пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет. В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Гольбейн работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создает росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями. В двадцатые годы Гольбейн отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов. Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей.
Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию. Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи 15 века. Они показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена, выразившиеся и в тщательной светотеневой моделировке форм, и в обилии натуралистически точных деталей. Объемные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне, активно используются готические декоративные мотивы. Уже в этих ранних произведениях проявилось незаурядное колористическое мастерство художника, стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром. Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа.
Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям. Если в картинах Кайсгеймского алтаря 1502 года композиция еще строится как в рельефе и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении "Базилики св. Павла" художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство. И хотя в согласовании планов чувствуется скованность и некоторая механистичность, самого пристального внимания достойно стремление мастера выйти за пределы привычных изобразительных решений. Оно демонстрирует зарождение нового художественного видения.
Окончательный переход к ренессансному стилю можно наблюдать в работах 1508-16 годов. Примечательно, что освоение нового стиля начинается с пристального интереса к ренессансной декорации. Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения. Восприятие нового искусства идет не через осознание гуманистических идеалов эпохи Возрождения, а через чисто внешние формы, которые, по-видимому, очень нравились и не желающим отстать от моды заказчикам. Наиболее совершенным творением Гольбейна считается алтарь св. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке. Образ страдающего Себастьяна величествен и монументален, за каждой деталью чувствуется внимательное изучение натуры. И все же мастеру здесь не удается достичь абсолютной органичности изображения. Возникает ощущение, что за ренессансными формами стоит иной способ художественного мышления, для которого передача реалий объективного мира лишь средство для выражения сверхчувственных ценностей.
Гольбейн работал в среде, жившей еще в значительной степени средневековыми представлениями. Показательно, что в основном художник писал алтарные образы для провинциальных католических монастырей Южной Германии. Для украшения тех же монастырей Гольбейн делал и картоны, потом воспроизводившиеся в живописи на стекле (до нашего времени сохранилось 17 окон, расписанных по эскизам художника). Характер заказов, духовная среда во многом определяли то несколько внешнее восприятие ренессансной художественной культуры, которое мы видим в ряде произведений мастера.
Интересную часть наследия Гольбейна составляют портреты. Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своем сделанных серебряным карандашом. Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости пользовавшиеся большим успехом. Рисунки отличает редкая точность в передаче натуры, почти полное отсутствие стилизованных форм, совершенное графическое мастерство. Гольбейна в портретах не привлекают детали, он сосредоточивает внимание на содержании образов, в которых подчеркивается одухотворенность и особое настроение легкой грусти. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, отчетливо понимаешь, как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца.