Лубенко (Лубо) Владимир Васильевич 1941-2011 гг.
Художник-монументалист, педагог, психолог. Заслуженный художник России, член международной федерации художников, член-корреспондент Института психологии Академии Наук Украины, член Союза Художников России, кандидат педагогических наук и доктор психологии института психологии им.Г.С.Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины, автор системы воспитания через образование синтезом искусств и наук "Система стержневой истины". По его системе в Санкт-Петербрурге более 30 лет работает государственное учреждение “Малая Академия искусств”-Школа Владимира Лубенко, а также филиалы школы Владимира Лубенко в Москве, Сочи, Саратове и Киеве. Владимир Лубенко автор свыше 2000 произведений в различных видах и жанрах изобразительного искусства (картины, мозаики, монументальные росписи, скульптуры), им написано более 300 музыкальных произведений – это песни, инструментальные композиции, музыка к спектаклям, созданы поэмы, драматические пьесы, философские сказки и многочисленные стихотворения.
Родился Владимир Лубенко в 1941 году в Краснодаре, с 5 лет он рос в Сочи, куда семья переехала в 1946 году после войны. Потрясенный “райской” природой этого благодатного края и переполненный желанием передать очарование моря, гор, пальм, дал матери слово “научиться рисовать так, что человеческому глазу будет казаться, что листья на деревьях колышутся как живые…” И сдержал его. Действительно, картины Владимира Лубенко воспринимаются зрителями как живые, возникает “иллюзия присутствия”. Его родители были военными: отец - военный летчик, а мать работала в КГБ. К тому времени, когда его семья окончательно обосновалась в Сочи, отец стал начальником паспортного стола, а мать была домохозяйкой. Но “рос он как Маугли” больше на улице, часто убегая из дома от “отцовской казармы”, спал на чердаках и просто под открытым небом, в пещере, на горе под дубом. Истинным отцом считал море, воспитывался морем, учась у него пластичности, неподражаемой разности, вечной незыблемой мощи, вольности. Матерью считал природу, окружающую его, учился у нее мягкости, женственной нежности, тихой величественности, жертвенности. Учился у всех, кто его окружал. Выросший в послевоенном Советском Союзе, с детских лет он верил в коммунизм, видя его как коммуну людей и наций, которых связывает любовь и дружба. Одновременно, не разделяя понятия капитализм и фашизм, ненавидел их всей душой. Став взрослым, он оставался непривязанным к деньгам, считая, что деньги - это лишь средство для реализации идей, а главное – это человеческие качества в их высшем проявлении идеала человека. Уважал в людях искренность и естественность. В Сочи занимался в Доме Пионеров, пробовал свои силы как писатель, скульптор, художник, актер. Гордился, что в театральном кружке ему дали роль Володи Ульянова. Между ним и его героем в детстве было разительное внешнее сходство. Увлеченный живыми тайнами природы он очень рано начал все исследовать, за всем наблюдать, над всем размышлять, сравнивать, сопоставлять явления, делать выводы, воспитывал себя как мыслитель и философ, с детских лет писал стихи. Одновременно, будучи активным ребенком, развивался физически: поднимал штангу, занимался борьбой, метанием копья, диска, увлекался велоспортом и очень любил нырять, особенно много времени посвящал гимнастике. Уже в институте занимался боксом, но участвовать в соревнованиях отказался из-за непонимания, как можно бить людей просто ради спорта, ради того, чтобы возвыситься над ними. В 12 лет поставил себе цель стать великим художником и шел к ней упорно и последовательно. Его первой учительницей стала Ольга Сергеевна Степанова, известная художница из “круга” передвижников, аристократка, в юности у нее был роман с Куинджи. Она оставила глубокий след в жизни Владимира. Свою маленькую золотую статуэтку Е.Е. Лансере “Казак чистит коня” она хотела подарить ему, но, как истинный пионер, он отказался от такого дорогого подарка. Ольга Сергеевна воспитывала в духе академической школы, на лучших произведениях художников-романтиков и классиков всех времен. После окончания школы в 1958 году Владимир поступил в Краснодарское художественно-педагогическое с театральным уклоном училище. Учась, все время пытался понять взаимосвязи и закономерности этого мира, стремился открыть тайну его единства, много писал с натуры. Изучал природу и ее тайны, и всегда делился своими открытиями с друзьями Его яркие, цветные работы уже тогда поражали ощущением реальности. На защиту дипломных работ приехала комиссия из Ленинградской Академии Художеств, во главе которой был академик В.В. Пименов. Он отметил творческие успехи Владимира Лубенко и предложил ему приехать в Ленинград. В 1962 году Владимир Лубенко поступил в Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Здесь его учителями были Ольховский, сам В.В. Пименов и на третьем курсе - руководитель монументальной мастерской А.А. Мыльников. Не прекращая размышлений над жизнью и смертью, устройством мира, Владимир Лубенко продолжал исследовать влияние визуальных сред на восприятие человека и его воспитание. Азарт первооткрывателя, поставленная в детстве цель стать великим художником, пытливый ум и постоянный творческий поиск в 28 лет привели его к открытию “Системы стержневой истины”, системы восприятия визуальных сред как единства множественности воздействия. В 1969 году Лубенко с фурором заканчивает Академию Художеств по специальности “монументальная живопись” и получает признание экзаменационной комиссии как выдающийся художник-монументалист и живописец. Дипломная работа в ВАХ - роспись "Отдых" зала Финляндского вокзала в Ленинграде, оценка - отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца. Во время учебы пришло понимание, что жизнь-это бой, тут надо быть или победителем, либо вообще отказаться творить. Но без борьбы нет победы. И он принял этот бой и полностью посвятил себя “творческому началу”, которое увидел в природе мира как систему и назвал ее “точкой развертывающейся Вселенной”, затем – “точкой линзы”, и окончательно утвердился на понятийно-смысловом значении системы стержневой истины как точки синтеза стержневых развитий идей и движений жизни реальной и объективной, а также всех развитий движений, закономерностей и принципов. В течение года после окончания Академии работал в Сочи, продолжая эксперименты на огромных холстах-полигонах, исследовал элементы живописного письма: точки, пятна, фактуры, воздействие ярких чистых цветов и их сочетаний, проверяя открытую им систему. В это время было написано несколько картин в новой технике. Одна из работ того времени - это портрет, выполненный всего тремя цветами: изумрудная зеленая, ультрамарин и стронциановая желтая. Портрет брата был абсолютно реалистичен, поражало то, что кто бы ни смотрел на портрет, от булочников и милиционеров до художников и известных ученых, все видели человека, его характер, его жизнь, сочувствовали ему, переживали, но никто не замечал диких, неестественных, ярких красок и их непривычных сочетаний, портрет казался живым. Возникал эффект 3-х мерного изображения, в котором зритель видит уже не краски, положенные определенными мазками на холст, а живую реальность. Была и еще одна необычная по эффекту присутствия работа – “Ночной десант”. Привезенная в Петербург и представленная широкому кругу художников, она поразила всех ощущением реальности, все было как живое, смотришь и оказываешься “как в страшном сне”; на картине была изображена гибель воина-парашютиста. Работу признали гениальной. Правда позже, ее стали сравнивать с запрещенными в то время работами Филонова, и под влиянием сумбура мнений Владимир Лубенко начал переписывать холст и, в итоге, закрасил работу. Кроме больших работ в это время написано много этюдов, в которых он исследовал воздействие цвета и композиции живой природы на восприятие человеком. В 1965-1977 г.г. В. Лубенко работал в Ленинграде, Сочи, Адлере и выполнил ряд монументальных заказов, не переставая искать сочетания точек, линий, пятен, образов, несущих определенное воздействие абсолютной гармонии совершенства, которая должна быть в произведениях живописи, поэзии, литературы. В 1974 года начал педагогическую деятельность на кафедре живописи в Художественной академии им. Мухиной, затем преподавал в художественном училище им.Серова и других художественных школах Ленинграда, Мги, Кировска, Павловска, по своей “Универсальной системе стержневой истины”(далее УССИ), проверяя ее практикой воспитания личности. Дети, обучавшиеся у Владимира Лубенко, быстро развиваясь, показывали ошеломляющие результаты. Директора и педагоги других школ не верили, что такие работы дети создают сами и поднимали сплетни. Но в то время партийная организация быстро пресекла наговоры, так как, находясь рядом со школой в Кировске, внимательно наблюдала за педагогической деятельностью художника. Этот случай проявил природу человеческую – зависть и соперничество, а от того отрицание и неверие всему новому, самобытному и потому непонятному. В 1984 году УССИ или система стержневых идей реализовалась, когда В.В. Лубенко открыл студию воспитания искусством, клуб “Вулкан” при Государственном Русском музее. И уже через 2 года, в 1986 году, по результатам работы студии Русский музей получил золотые, серебряные и бронзовые медали за методические разработки и успехи в эстетическом воспитании молодежи, проявившиеся в удивительных работах детей и их интеллектуальном развитии, поразившем всех на открытых уроках ВДНХ. Действенность системы была очевидна, и в течение следующих лет про обучение в студии “Вулкан” снимались телевизионные сюжеты (Т. Сорокина “Телекурьер”, Владислав Листьев “Взгляд” и многие другие), писались репортажи в газетах и журналах. М.С. Горбачев на выставке ВДНХ выбрал из всех детских коллекций именно коллекцию работ детей Вулкана для передачи в дар американским детям во время своей поездки в Америку. “Вулкан” гремел по всей стране и за рубежом. Подтвердив на практике результативность найденной системы, в 1994 году в Москве Владимир Лубенко блестяще защищает ее кандидатской диссертацией по теме “Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе”. В ходе подготовки к защите научный руководитель Л.Е.Лесохина предложила для УССИ развернутое название “Система нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию и практику искусств и наук”. Защитившись, Лубенко становится старшим научным сотрудником Государственного Русского музея. С 1990 года являлся членом государственной программы “Человек. Наука. Общество” Академии Наук России. Известен как общественный деятель России. В годы распада СССР им была проведена комплексная программа “Посол мира”, целью которой было помирить славян Украины, России и Белоруссии, удержать их “стержень единства” в любви и гармонии. Программа, которая включала кроме выставки научно-практическую конференцию, творческие встречи и театральные представления, началась в Санкт-Петербурге и Москве и прошла по центральным городам России, Украины, Белоруссии. В ее рамках проходил показ спектаклей учебного театра, открытые уроки, были организованы семинары. На открытии выставки в Киевском Государственном центре искусств посол России в Украине назвал программу “первой ласточкой мира”, так как она стала первой российской культурной программой на Украине после распада СССР и проходила в те годы, когда еще бесчинствовал украинский национализм. Особенно громко программа “Посол мира” прозвучала в Москве, на выставке в Центральном Доме Художника и прошедшей там же конференции, которая привлекла внимание множества корреспондентов СМИ. Философ, посвятивший всю свою жизнь и творчество служению гармонии и, открытой им, стержневой истине или, говоря научным языком, стержню спирали развития диалектического мира системных структур. Все, что он ни делает, как истинный творец, он делает для людей, для человечества, чтобы рассказать о своем открытии, “системе стержневой истины”, о новом системном методе познания мира природы, помогающем гармонизировать человека, понять и решить его проблемы и реализоваться каждому как личности. Система стержневой истины переводит закон развития мира в единстве и борьбе противоположностей к закону единства и дополнения противоположностей и снимает противоречия. Завершающим ее этапом была грандиозная выставка в “Манеже” Санкт-Петербурга, которая имела большой общественный резонанс и повлекла за собой много деловых предложений по внедрению УССИ, вплоть до предложения открыть институт, работающий по авторской системе Лубенко. Эти успехи не приходили сами собой, они давались большим трудом и постоянной борьбой за правое дело. Возникали соперники, завистники, враги. Каждый искал повод напасть, тем более что на это были и корыстные причины: помещения, выделенные Малой Академии искусств, находятся в одном из красивейших мест, напротив Летнего сада и Летнего домика Петра I, в самом центре Петербурга. А поскольку двор к тому времени был облагорожен и украшен мозаикой, то стоимость квартир повысилась, и многие начали претендовать на площади, в ставшем элитном квартале. Мозаичное оформление стало привлекать многих деятелей искусства, они устраивали здесь фотосессии и снимали видеоклипы и фильмы (среди них О.В.Басилашвили, Ю.Ю.Шевчук и многие другие), не говоря о нескончаемом потоке свадебных кортежей, туристов и просто гуляющих горожан. Так, кроме идеологической борьбы, шла еще и борьба за территорию. И если до распада Советского Союза враги, чтобы опорочить неординарную личность, иную чем все, обвиняли ее в антисоветизме, то теперь решили повесить “ярлык” секты. И, несмотря на клевету и вопреки стараниям недоброжелателей, Малая Академия искусств из первоначально любительского объединения получила статус государственного учреждения, и Владимир Лубенко стал его директором. В 2004 году, он закончил Высшую Административную школу Администрации Санкт-Петербурга на факультете госслужащих, защитив диплом на тему: “Совершенствование методологии и методики художественного полифункционального воспитания как составляющей дополнительного образования подростков по системе УССИ”. В 2007 году удостоен почетного звания “Заслуженный художник России” Залы для его персональных выставок предоставляли Государственный Русский музей, ЦВЗ "Манеж", Центральный Дом Художника, Государственный Центр искусств Киева и многие российские музеи и выставочные залы. Постоянный участник всероссийских и петербургских художественных выставок. Всего более 20 известных выставочных залов и музеев России и зарубежья. Последние годы активно работает с галереями, его работы находятся в музеях и частных коллекциях Франции, Германии, Финляндии, США, Индии. Здесь перечислим лишь некоторые из недавних монументальных работ – это мозаичная “Казанская Икона Божией матери, находящаяся в Казанско-Богородичном монастыре Самарской Епархии, мозаичный портрет ”Петр I – творец России”, для Государственной Думы России. И мозаичная икона “Спас нерукотворный”, находящаяся над главным входом церкви Марии Магдалины в Павловске, выполненная в 2009 году. Одной из самых доступных и широко-известных работ Лубенко В.В., которая была начата в 1984 году, является интерактивный музей под открытым небом - Центр монументальной пластики “Санкт-Петербург – Олимп культуры”. Музей расположен во дворе дома по набережной Фонтанки, 2/7, напротив Летнего домика Петра I. Это неординарное решение оформления жилой среды, стало уже одной из достопримечательностей Петербурга, отмеченное на карте города и собравшее немалое количество восторженных отзывов гостей и жителей города. Также в его активе пять спектаклей его режиссерско-постановочной работы. Свои спектакли, будучи полифункциональной личностью, Лубенко создает сам. От написания драматического произведения до разработки эскизов костюмов, он и режиссер, и сценарист, и композитор, хореограф, и сценограф. Первый спектакль “Огненная зима” был поставлен на сцене музея этнографии в 1988 году. В 1989 году на сцене театра им. Комиссаржевской прошли спектакли “Покаяние Евы” и “Буждение или миф об Исе и Тино”. Это было время разрушения Советского Союза, постепенно происходил распад мощного коммунистического движения. И в своих спектаклях Владимир Лубенко отражал реальный мир и выступал предсказателем того нового, что ждет человека и общество, призывая народы удерживать гармонию и бороться за единство России, славян и народов России. То есть театр для него является еще одной попыткой пробудить сознание человека, еще одним средством гармонизации личности. И сейчас идет работа над постановкой многочастной оперы. Владимир Васильевич Лубенко много работает, совершенствуясь во всем. Свои живописные холсты он перекладывает в мозаичные полотна, творит как живописец и график, издает книги как художественные, так и научные. Он мыслит красками, образами, звуками. Как человек, воплотивший свою мечту, живет эту жизнь счастливым и радостным победителем. Он верит, что любой самый бездарный человек может быть гением, если он над собой работает и желает понять мир, среду, в которой живет и делает лучше жизнь, и движется в потоке абсолютной гармонии совершенства природного и человеческого. Его основная идея и смысл жизни – это идея стержневой всеобщей истины, к которой должны придти, в конечном итоге, все народы, философии и религии мира, которая поможет им найти путь к АГС (абсолютной гармонии совершенства) человеческого, а не к АДу (абсолютной деградации) мира и людей, разрушивших самих себя и природу. Он верит в единый планетарный народ АГС, благодаря которому будет стоять многонациональная Россия как страна стержневых народов. И верит, “что Россия – страна миротворец, и народы все будут в счастье творить гармонию любви и красоты, и не будет ненависти на планете, любовь воцарится всюду. И не увидят стержневые народы России никаких карающих богов, но великий синтез любви человеческой, природной воцарится в мир людей и природы, природы космической вселенской. И мистика исчезнет и осознанное бытие восторжествует. Идеи и смысл явлений будет виден сквозь формы ясно и торжественно. Все будут видеть все. Но вначале нам надо будет достичь всеобщего дополнения народов, тогда можно будет восстановить экологию, ибо терроризм природы может оказаться пострашнее терроризма человеческого”. Творческим кодом Владимира Лубенко является открытый им в результате художественного поиска, интерактивный метод познания мира через моделирование естественных законов природы в практике искусств. Сложив и описав свой творческий опыт познания мира через искусство, он разработал уникальную систему, назвав ее "Системой стержневой истины", и построил на базе её не только свое искусство, но целую школу, обучающую этому новаторскому методу. Владимир Лубо, как художник, создал свой путь в жизни и творчестве, его универсальная система стержневой истины в приложении к искусству названа им аттракционизм. Искусство виртуальных отношений точек, пятен, цвета, света, образов, мыслей, впечатлений, т.е. гармония гармоний всех частей, которые будут соединяться в едином полифункциональном и духовном воздействии, гармонизирует и оздоравливает окружающее пространство жизни человека. Его живопись отличает разнообразие методов и техник письма, системность глубинного пластического мышления и гармоничная яркость цвета. Стиль и метод письма определяется самой темой картины. Профессиональное академическое образование позволяет ему, в зависимости от задач, использовать методы и приемы как классически выстроенного реализма, так и беглого абстрактного письма, сталкивая сознательное и подсознательное, наполняя и то, и другое живым содержанием своего гения. Мозаики Владимира Лубенко (Лубо) - это особое явление в российском искусстве. Сакральная техника "вечной живописи", как называли мозаику византийцы, нашла новое рождение в живописных полотнах мастера. Тонкие полутоновые отношения, виртуозный штрих, фактура и проявление природных свойств смальты восхищают даже высоких профессионалов. Так на международной выставке мозаики работы мастера впечатлили ведущих итальянских мозаичистов. Марко Бравуро, выдающийся итальянский неоклассик, работающий в мозаике, был потрясен работами Лубо и признался, что не ожидал от русского художника такой глубины, силы и остроты ощущения материала в искусстве, которое итальянцы считают исконно своим, а его полотна назвал выдающимися достижениями мировой мозаичной практики. Магия мозаик Владимира Лубо заключается в том, что он, изначально работая в различных техниках графики и живописи, создавал свои картины, как мозаики, складывающиеся из разнообразных по пластике мазков, обрамленных контрастными штрихами граней, превращающих мозаичную реальность в многомерный мир живых образов. Поэтому сами по себе его полотна, найденные и отточенные в изяществе камерных техник, переведенные на язык мозаики, приобретают совершенно новое оркестровое звучание. Во многом, благодаря авторскому методу комбинированного набора, где каждому кусочку смальты неповторимой формы предопределено его единственное место, мозаики Лубо достигают выразительности и силы живой природы, где каждое явление полно смысла и неповторимости. Уникальным решением стало решение переводить свои картины в мозаичные полотна, а также представлять авторские жикле и репродукции графических и живописных полотен, выполненных маслом, акварелью и в смешанной технике.