• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Алексей Васильевич Тыранов
Россия 1808−1859
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в городе Бежецк в мещанской семье. Учился в Бежецком уездном училище, затем в гимназии в Твери. Не окончив в ней курса, возвратился в Бежецк и здесь вместе со своим братом, иконописцем, занялся писанием образов. В 1824 году, работая с братом в Николо-Теребенском монастыре, познакомился с Алексеем Венециановым, который пригласил Алексея учиться в свою художественную школу в деревне Сафонково. По окончании учёбы, Венецианов устраивает Тыранова вольнослушателем в Академию художеств. В 1839 году получил звание академика и в сентябре отправился в Рим. В Петербург возвратился в 1842 году.

К концу жизни оказавшись в крайней нужде, переехал в Кашин к брату, где и умер 3 августа 1859 года.

Выдающийся русский художник-портретист.

А. В. Тыранов — один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и жанрист. Выйдя на самостоятельную дорогу, он не смог противиться моде и различным жизненным соблазнам и сделался одним из тех, кого Венецианов назвал «потерянными людьми».

Тыранов родился в семье бедных мещан. В отрочестве писал иконы. В 1824 г. его работы случайно увидел Венецианов и за «способности необычайные» взял в свою школу учеником. В венециановском духе написаны «Автопортрет» (1825), «Две крестьянки за кроснами (Ткачихи)» (1826) и единственный в творчестве Тыранова пейзаж «Вид на реке Тосне близ села Никольского» (1827), весь пронизанный солнечным светом, тишиной и умиротворенностью. Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве вольноприходящего ученика, пристроил его под покровительство ОПХ, достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там.

За интерьеры «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» (1826) и «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» (1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом большую золотую медаль.

Известность его растет. В 1832 г. АХ присваивает ему звание неклассного художника. В 1830−40-х гг. Тыранов — самый популярный в Петербурге портретист, соперничающий только с К. П. Брюлловым. По словам современника, на выставках «около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо». Среди его моделей — писатель И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев, художник И. К. Айвазовский.

В 1836 г. Тыранов идет в ученики к К. П. Брюллову и увлекается его манерой. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанности деталей, все более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия («Портрет А. Н. Дубельт», 1839; «Портрет неизвестной в лиловой шали», «Портрет Е. П. Ковригиной», оба 1830-х). В 1839−43 г. Тыранов в качестве пенсионера АХ работал в Италии.

Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. Поздние его произведения — «Итальянка» (ок. 1851), «Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа). Аллегория» (1850-е) — безжизненны и нарочито академичны. В 1859 г., тяжело больной чахоткой, Тыранов уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть там.

Читать дальше
Работы понравились

Работы художника
всего 12 работ
Автопортрет
0
Автопортрет
1825, 55×66 см
Итальянка
0
Итальянка
1851
Портрет композитора А. Ф. Львова
0
Портрет композитора А. Ф. Львова
Мастерская художников братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых
0
Мастерская художников братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых
1828, 23×29 см
Интерьер в дворянском доме
0
Интерьер в дворянском доме
16×21 см
Ткачихи
0
Ткачихи
1826, 42×54 см
Вид на реке Тосно
0
Вид на реке Тосно
1827, 78×66 см
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
0
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
197×175 см
Перспективный вид Эрмитажной библиотеки
0
Перспективный вид Эрмитажной библиотеки
1826, 73×93 см
Посмотреть все 12 работ художника