Никко́ло дель (ди) Абба́те или Аббати; итал. Abbate; (1512, Модена — 1571, Фонтенбло) — итальянский живописец.
Сын скульптора. Его живопись в Модене сложилась под влиянием художников феррарской школы Гарофало и Доссо Досси. В 1547 переехал в Болонью, где испытал воздействие Корреджо и Пармиджанино. В 1552 перебрался во Францию, где прожил до конца жизни. Писал вместе с Приматиччио большею частью аль-фреско; наибодее выдается его картина "Казнь апостолов Петра и Павла" (Дрезденская галл.), написанная под сильным влиянием Корреджио.
АББАТЕ (АБАТЕ) Никколо дель
Abbale (Abate), Nicolo dell' (ок. 1509 или 1512, Модена - 1571 ?, Фонтенбло или Париж ?) итальянский художник
Аббате учился у скульптора Антонио Бегарелли, а затем в мастерской Альберте Фонтана, вместе с которым работал в Модене. В 1540 в Рокка ди Скандиа-но, близ Модены, художник исполнил композиции на темы «Энеиды» (наиболее древний и едва ли не самый значительный в XVI в. цикл на эту тему) и жанровые сцены (фрагменты - Модена, пинакотека Эстенсе), которые демонстрируют оригинальную интерпретацию искусства Джорджоне и феррарских мастеров, а также светских фресок замка Тренто. В 1546 вместе с Фонтана он украшает Зал Консерваторов в Палаццо Публике в Модене. В 1547 для главного алтаря ц. Сан-Пьетро в Модене художник создает картину «Мученичество св. Петра и св. Павла» (Дрезден, Картинная гал.), в которой синтезируются различные влияния (Корреджо, Порденоне и Досси). Уже знаменитым, Аббате переезжает в Болонью, где около 1550 украшает несколько залов Палаццо Тор-фанини (Цуккини Солимеи); в одном из них он пишет эпизоды из «Неистового Роланда», замечательные своей романтической притягательностью сцен и пейзажей (ныне - Болонья, Нац. пинакотека). Но шедевром Аббате стала «История Камиллы» в Палаццо Поджи (библиотека Болонского университета) и особенно залы «пейзажей» и «концертов». Под влиянием Пармиджанино (которому столь близка была манера Аббате, что некоторые произведения, например, «Обращение Савла» из венского Музея истории искусства, приписывались то одному, то другому художнику - сегодня его рассматривают, скорее, как работу Пармиджанино) и Сальвиати, Аббате развивает маньеристическую стилистику, не отказываясь при этом от своего собственного колорис-
тического дара, своего фантастического воображения и своей блестящей и выразительной техники. Этим же периодом датируются и несколько портретов («Женский портрет», Рим, гал. Боргезе; «Молодой человек с попугаем», Вена, Музей истории искусства) и пейзажей (Рим, гал. Боргезе и гал. Спада). Таким образом, уже известным и талантливым художником Аббате в 1552 прибывает во Францию, приглашенный Генрихом II в Фонтенбло. В 1553 он делает эскизы эмалей для Сен-Шапель, исполненных Л. Лимозеном (эскизы - Париж, Школа изящных искусств; эмали - Париж, Лувр). Затем, под руководством Приматиччо и по своим рисункам, он расписывает Бальный зал в Фонтенбло. В течение двадцатилетнего сотрудничества Приматиччо и Аббате, шедеврами которого являются Галерея Улисса в Фонтенбло и Капеллы Гизов в Париже (обе - не сохранились), Приматиччо доверял ему реализацию своих проектов, веря в его замечательный талант фрескиста. Но Аббате работал и самостоятельно; он украсил капеллу Флёриан-Бьер, отель Монморенси в Париже (не сохранился) и замки Монморенси в Экуане и Шантийи, капеллу Борегар близ Блуа, отель Гиз, отель Тулуз, отель Фор и др. в Париже (1567). С 1556 его имя часто упоминается в счетах. Сохранилось несколько примеров его станковых картин французского периода «Эвридика и Аристей» (Лондон, Нац. гал.), «Похищение Прозерпины» (Париж, Лувр) и композиции, вдохновленные Приматиччо: «Амур и Психея» (Детройт, Институт искусств); «Великодушие Сципиона» (Париж, Лувр). Выдающийся рисовальщик, он, подобно Приматиччо, делал эскизы праздников и гравюр («Концерт», гравюра Э. Делона), а также картоны для шпалер («Истори Артемиды», Париж, Лувр; Лондон, Британский музей). В последний раз его имя упоминается по случаю торжественного въезда Карла IX в Париж в 1571 (он создал триумфальную арку и украшение Отель-де-Виля). Оригинальный мастер эмилианского маньеризма,
в который он внес значительный вклад в области монументальной живописи (особенно своими «концертами» и «пейзажами»), Никколо дель Аббате во Франции сыграл важную и сугубо индивидуальную роль в развитии первой и второй школы Фонтенбло, что подтверждают копии и подражания его работам. Его влияние на Антуана Карона несомненно. Его мастерская, его сыновья, особенно Джулио Камилло (упоминается во Франции в 1561-1577), который наследовал его заказы, вскоре распространили его манеру, натурализм и живописная чувствительность которой скорректировали академизм Приматиччо.