войти
опубликовать

Эммануэль де
Витте

Нидерланды • 1617−1692

В 1636 году был принят в Алкмаре в гильдию Св. Луки. Работал в Роттердаме, Делфте, в 1651 переехал в Амстердам. Потерял жену, в 1655 женился вновь. Супруга и её взрослая дочь от первого брака были в 1659 осуждены за воровство. Беременную жену изгнали из города, в 1663 она умерла — предположительно, от чумы.

Сам Витте отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой (известно о его драке с Герардом де Лерессом), то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывал контракты с торговцами живописью. После разрыва с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал и было обнаружено только через несколько недель, уже весной.

Имя Эмануэля де Витте связывается с живописной школой города Дельфта, приобретшего во второй половине XVI века во время войны Голландии за независимость важное политическое и экономическое значение.

Самым крупным мастером этой школы был Ян Вермеер (Дельфтский), рядом с ним стоят имена Питера де Хоха и Кареля Фабрициуса.

Эмануэль де Витте родился в Алькмаре, в семье школьного учителя. Он получил хорошее образование и, как отмечают исследователи, уже в ранние годы отличался свободомыслием.

Жизнь де Витте, не соглашавшегося на компромиссы в своем творчестве, не удовлетворявшем вкусы патрицианского общества, была тяжелой. Художник не мог сам найти покупателей для своих работ, а различные предприимчивые дельцы, пользуясь его бедственным положением, получали все то, что он делал, предоставляя ему стол и жилище. Э. де Витте неоднократно вел с ними тяжбы и, наконец, выгнанный хозяином зимней ночью на улицу, покончил жизнь самоубийством.

До нас дошло мало фактического материала о жизни и творчестве художника. Мы не знаем, где и у кого он учился. Известно лишь, что всю юность он провел в родном городе Алькмаре, затем два года жил в Роттердаме (1639—1640), а в 1642 году появился в Дельфте. Возможно, что его учителем на родине был Цезарь ван Эвердинген, пытавшийся сочетать караваджистские и академические традиции. Это подтверждают ранние картины де Витте — «Даная» (1641) и «Вертумн и Помона» (1644). В них сильны академические влияния, и только мягкое освещение сближает их с позднейшим творчеством художника. Близки к ним и недавно найденные портреты де Витте, где, впрочем, явственней проступают реалистические основы.

На рубеже 40-х—50-х годов художник пишет несколько жанровых картин, в которых действие происходит при свете свечи. Тогда же в его творчестве появляется тема, ставшая для него одной из основных — просторные, пронизанные солнцем Церковные интерьеры. Первый из них, находящийся в частном собрании в Лондоне, датирован 1651 годом. В этих архитектурных интерьерах с человеческими фигурами пространство и свет находятся во взаимодействии, создавая своеобразную эмоциональную атмосферу. Многочисленные церковные интерьеры де Витте славились по всей Голландии.

В 1654 году художник переезжает из Дельфта в Амстердам, где прожил до самой смерти. Возможно, что жизнь большого шумного города воздействовала на расширение тематики его творчества («Церковный интерьер», «Новая церковь в Амстердаме», 1656; «Женщина у клавесина», и др.).

60-е годы —пора расцвета творчества де Витте; именно в это время он начинает писать рыбные рынки, составляющие второй большой тематический цикл его работ. В ранних из них фигуры еще несколько внешне сочетаются с фоном («Рыбный рынок», Амстердам). В «Рыбном рынке» из Лондонской Национальной галереи художнику в значительной степени удалось передать динамику жизни, хотя в нем и нет полного единства между человеком и его окружением. Следующий этап развития воплощен в «Рынке в порту» Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В нем наиболее отчетливо выражено демократическое общественное начало. Человек здесь органично живет в городской среде.

Одна из поздних картин из цикла «Рынков» написана в 1679 году. Человеческие фигуры уменьшились, отошли вглубь, пространство стало более замкнутым и пассивным, смягчился колорит, исчезли контрасты, преобладают голубовато-серые тона.

Эмануэль де Витте стремился воссоздать в голландской живописи народный жанр, несущий в себе общественную значимость. Это стремление делает мастера одним из самых передовых, своеобразных художников Голландии XVII века.

Перейти к биографии