войти
опубликовать

Алексей
Алексеевич Дрилев

Россия • 1938−2019

статья Н. Дрилевой, участника Межрегиональной научной конференции "Аз.Арт.Сибирь - 2021"

Картина А. А. Дрилева «Исповедь, или пути Господни неисповедимы» как историческая живопись в рамках постмодернизма
Дрилева Наталья Игоревна, г. Барнаул, Алтайский государственный университет, магистрант

Painting by A. A. Drilev «Confession or God works in mysterious ways» as a historical painting in the framework of postmodernism
Painting by A. A. Drilev "Confession or God works in mysterious ways " as a historical painting in the framework of postmodernism “Confession or God works in mysterious ways” is one of the key A.A. Drilev’s works which belongs to the genre of historical painting. The main theme of the canvas is confession and repentance. However, it is presented in a completely new reading in this work. Despite the classical genre, the picture includes the main features of postmodernism: dialogicity, play with meanings, irony, intertextuality, the artist's acutely social and philosophical view, the redefining of traditional images and pluralism. This combination makes the work "Confessions Confession or God works in mysterious ways" unique and interesting to study in the context of modern culture.
Key words: A.A. Drilev, historical painting, postmodernism, allegory, confession, repentance

Дрилев Алексей Алексеевич (1938-2019) родился 30 августа в селе Первомайское Алтайского края. Окончил Казанское художественное училище, учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работал в жанре портрета, пейзажа и тематической картины.
В собрании Государственного художественного музея Алтайского края находится живописное полотно «Исповедь, или пути Господни неисповедимы», в котором художник запечатлел открытие храма «Святого Великомученика Виктора» в Рубцовской колонии строго режима. Картина относится к историческому жанру, широко представленному в творчестве автора.
«Исповедь, или пути Господни неисповедимы» – одна из ключевых работ А.А. Дрилева, выполненная в лучших традициях реализма. Данное полотно, относится к жанру исторической живописи, поскольку оно отражает реальную историческую сцену. На картине запечатлено открытие храма «Святого Великомученика Виктора» в Рубцовской колонии строго режима №9 в 1996 году. Все изображенные персонажи, реальны и были написаны с натуры в самой Рубцовской колонии.
Работа уникальна тем, что, несмотря на свой жанр, включает в себя основные черты постмодернизма: диалогичность, игру со смыслами, иронию, интертекстуальность, остросоциальный и философский взгляд художника, переосмысление традиционных образов и своеобразный плюрализм.
Интертекстуальность или взаимодействие разных контекстов в творчестве, проявляется уже при первом рассмотрении и пронизывает все произведение. Картина представляет собой сложную многофигурную композицию, центральное место в которой, занимает своеобразный «диалог» священника и заключенного Володи. Такая композиция не только характерна для произведений исторической живописи, но и перекликается с библейскими сюжетами картин мастеров эпохи Возрождения.
Также в картине «Исповедь, или пути Господни неисповедимы» присутствует тема связи времен, которая прослеживается на протяжении всего творчества А.А. Дрилева. Она обусловлена тем, что изображаемый сюжет, почти независим от временного контекста. Многие образы в ней архетипичны и заимствованы из мировой культуры, однако, использованы уже в новой интерпретации, что позволяет данной ситуации существовать почти в любом временном промежутке.
Основной темой работы, которая читается уже из названия, является тема исповеди и покаяния. Данный мотив проходит через весь пласт мировой живописи и встречается во многих произведениях художников разных времен. Однако в этом случае, он находится в контексте отечественной современности.

Образ кающегося или исповедующегося человека, также нередко встречается в изобразительном искусстве. Например, Тициан «Кающаяся Мария Магдалена» (16 век) или К. Брюллов «Исповедь Итальянки» (19 век). Одним из таких персонажей и выступает заключенный Володя. Однако, в отличии от героев произведений Тициана и Брюллова, в которых они охвачены сильными чувствами, отчаянием или озарением, у Володи совсем другие эмоции. Он сдержан, но при этом в его взгляде читается некая окрыленность, надежда и искренняя вера. Все это перекликается с легкой незримой грустью, эмоцией характерной для «маленького человека» в отечественном искусстве.
Отдельного внимания в анализе произведения заслуживает святой, в честь которого был назван храм. Святой Великомученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161-180 годов). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Святого мученика Виктора обезглавили. [1].
Жизнеописание святого становится обширной аллегорией и переосмыслением его традиционного образа в произведении. История Святого Великомученика Виктора и его жизненный пусть перекликаются с судьбами заключенных, кроме того, являются метафорой основной темы картины. Сам Володя, в данном контексте становится Великомучеником Виктором, чья немая молитва, направлена на то, чтобы все остальные внезапно прозрели, как и он сам. Вера в свою собственную молитву дает ему сил и надежду.
Помимо прочего, в картине просматривается сочетание несочетаемого в привычной нам повседневности. Такая игра на контрастах является характерной для постмодернизма. В работе прослеживается настроение, так называемой «русской грусти». Оно читается в колорите холодного зимнего утра, в лицах людей, их одежде и пластике. Весь сюжет произведения пропитан своеобразной «русской» аутентичностью 90-х годов. При этом в нее гармонично вписывается классический религиозный сюжет. Православный храм и исправительная колония, кажутся такими далекими друг от друга. Стоит обратить внимание на архитектурный ритм на заднем плане картины. Он состоит из смотровых вышек с колючей проволокой и другими тюремными атрибутами, православного храма, российского флага и города вдалеке. Такая игра смыслов наталкивает зрителя на размышления и анализ замысла художника.
Все персонажи на картине являются мужчинами и условно делятся на три категории: заключенные, сотрудники колонии и священнослужители. Больше всего изображено именно сотрудников колонии и меньше всего заключенных. Данные пропорции перекликаются с архитектурным ритмом на заднем плане. Где сотрудникам соответствуют смотровые вышки, храм – священнослужителям и маленький кусочек города вдалеке – заключенным. В этом соотношении проявляется своеобразный плюрализм, который представляет собой существование многих и независимых друг от друга, совершенно разных начал и видов бытия. Тем не менее, при взгляде на полотно у зрителей, подсознательно появляется чувство эмпатии именно к заключенным. Это обусловлено тем, что композиция картины выстроена таким образом, что смотрящий на нее, оказывается, как бы на стороне осужденных и становится одним из них. Вместе с этим, подобное композиционное решение образует в произведении диалогичность, которая создает многоголосное звучание картины. Зритель становится непосредственным участником событий и вступает с персонажами в диалог.
Интересны для рассмотрения лица персонажей. Мимика фигур второго и третьего плана очень разнообразна: кто-то занят беседой, у кого-то на лице пренебрежение, а кто-то сконцентрировал все свое внимание на двух центральных фигурах. Почти в самом центре полотна, над головой заключенного Володи, располагается фигура человека. Этот человек, судя по всему, занимает руководящую должность в колонии. Он с удовлетворением и улыбкой смотрит на происходящие, как на результат, проделанной им работы. В мимике и образах персонажей второго и третьего плана читается легкая ирония, а самое парадоксальное в том, что изображены они при этом без какой-либо доли комичности. Такой же прием читается и на фигурах переднего плана. Они имеют более яркий и насыщенный колорит, лица выражают также разные эмоции, как и на переднем плане. Лицо заключенного Володи грубо, но, кажется, он один из всех персонажей погружен в глубь себя. При этом взгляд его направлен на священника и полон искренней надежды. Сам священник выглядит усталым и без эмоциональным. Лицо его не выражает злобы или недовольства, однако в нем нет никакой заинтересованности. Стоит отметить, что А.А. Дрилев воссоздаёт таким образом, картину грубого и сурового мира мужчин, что можно рассматривать как аллегорию, окружающего нас мира. Только овчарка в правом углу воспринимается, как символ надежды и теплоты. Это собака художника, по имени Ольви, написанная с натуры. В этом решении читается остросоциальный и философский взгляд автора.
«Исповедь, или пути Господни неисповедимы» – одна из масштабных и значимых работ А.А. Дрилева. Основная тема полотна – исповедь и покаяние, представленные в современном прочтении. Произведение включает в себя радикальный неоднозначный посыл, а также символическую основу. Эту работу можно рассматривать, как историческую живопись в рамках постмодернизма, поскольку в ней сочетаются черты как, указанного жанра, так и данного направления в искусстве. Такие качества делают картину уникальной и интересной для изучения в контексте современной культуры. «Исповедь, или пути Господни неисповедимы» является одновременно как отражением эмоциональных и философских переживаний художника, так и отражением целой эпохи, в которой она была написана.
Список литературы:
1. Святой мученик Виктор. Русская Православная Церковь. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/912581.html