войти
опубликовать

Алексей
Алексеевич Дрилев

Россия • 1938−2019

КАРТИНЩИК / АЛТАЙ 2/2008 Геннадий Ракитин

Любят наши художники Алексея Дрилева. Не только за талант, но и за щедрость. Он много рисует и много дарит своих набросков, рисунков, этюдов. А хватка в них академическая: в них сразу же просматривается идея, композиционное решение и эстетическое качество исполнения. Бежит счастливый художник к себе в мастерскую, переносит на холст в живописном решении - и картина готова. Потому что в наброске все есть. Мучиться, искать, голову ломать уже не надо. Уже помучился Алексей - добрый человек.

Вот только для Алексея Дрилева муки творчества не в тягость. Он готов переносить их день и ночь всю жизнь. Только мешают бытовые условности жизни, которые отнимают у него, как и у всякого русского художника, большую часть бытия. Поэтому и работает он медленно. Этюды-то он пишет - рисует быстро: надо торопиться. А вот картины складываются годами, потому что требуют большой душевной работы, обобщения, вынашивания социальной идеи в себе и в обществе.

И такой путь от картины-этюда к картине эпического, философского, социального, психологического высказывания художник проделал много раз и находится в нем сейчас. В конце пути (в окончании картины) весь его опыт жизни (и не только его). Он его проходит неоднократно и снова возвращается: чтобы не ошибиться. У художника - судьба проводника народа.

Вот, хотя бы, пейзаж "Песня Алтая". Старое сломанное дерево на фоне горной пропасти. Вроде бы сюжет для этюда. Но углубление образа старого гибнущего дерева над пропастью вечности вызывает ассоциацию с судьбой человека в этом огромном и вечном вселенском Божественном мире с неумолимой судьбой. В этом видении и прочтении не только опыт художника, но и зрителя и многих поколений людей, среди которых они выросли. Только такое эпическое обобщение делает сюжет картиной.

Или вот небольшая работа этюдного характера "Старый Барнаул", где видны два, три ветхих домика с задними дворами и непролазной грязной дорогой по весне. Формально сюжет ничтожен. Но художник изобразительными средствами представляет его так, что поколения людей, выросших на окраинах городов и в бескрайних далях России, вспоминают свою жизнь и все хорошее, что было в ней. Этот захолустный уголок связан незримыми путями со всем миром. И кто воспитывался и закалился в нем, пройдет где угодно - и не пропадет. Так что ничтожных сюжетов не бывает. Бывают ничтожными идеи, что закладывает художник в этот сюжет.

Алексей Дрилев беспокойный человек. Такой же и художник. Дела людей, среди которых он живет, его всегда сильно волнуют. Поэтому в последние годы творчества он все чаще обращается к жанровой картине, социальным делам и сюжетам общества. Это серия работ "Связь времен, или Парадоксы России". Глобальный взгляд на поколения людей, которых время не только соединяет, но и разделяет - что и составляет вечную драму - так масштабен, что представляется художнику во многих картинах-осколках зеркала нашей огромной сложной жизни. Вот маленькая девочка, внучка - правнучка прошедших поколений, зажгла на чистом снегу бытия поминальные свечи своим родным и кровно близким людям с тяжелейшими судьбами во мраке прошлого, и с чистого листа собирается прожить свою жизнь. Как ей это удается - неизвестно. Это-то и тревожит художника и зрителя. Или вот уличная сцена с нищим на снегу и проходящей богатой публикой. Как такое может быть? - вопиющий вопрос летит к зрителю от каждой клеточки композиции картины. Парадоксы истории...

Над картиной "Исповедь, или Пути Господни неисповедимы" художник работал четыре года, и работа еще продолжается. Вечнодраматическая тема: мораль, право, душа, совесть, Бог... Потому что с Богом человек сравнения не может выдержать, а душа, которую он ему дал, не дает покоя - ведет к Богу через каменья преткновений. Картина эта об открытии церкви православной в лагере заключенных. И настоятель принимает исповедания грешников пред ликом Божиим. Тема вселенская и неисчерпаемая, хотя на исповеди стоит один-единственный грешник со своим миром, сколком вселенского, и сверяет пред ликом Всевышнего свои несоответствия с мировой гармонией. И весь этот груз лежит на одном слабом человеке, который он должен, обязан вынести своей душою, даденной Господом для этого. Исповедь - великое таинство для любого человека и это нас объединяет перед картиной: и зрителей, и художника, и кающегося грешника. 

Историческая тема "Бал горных офицеров" поднимает светскую проблему культурного слоя цивилизации России. Элита уездного, а потом окружного города Барнаула XIX века была слепком столичного Петербурга в устройстве быта, культуре общения, в образе мыслей и поведения. Любой государственный чиновник всей своей жизнью был выразителем державности общества и государства. И весь свод правил поведения его по ранжиру служил укреплению государства и народа в целом и был честью и достоинством отдельно взятой личности гражданина. Каждый горный офицер добровольно и охотно нес тесные рамки регламентации, потому что был уверен в пользе укрепления нации и империи этими правами. На балах представлялся культ отношения мужчины и женщины - основателях православной семьи. Здесь знакомились, впоследствии создавали семьи, общались, веселились, отмечали торжественные события личной и общественной жизни.

Современные зрители с интересом заглядывают в мир XIX века, невольно сравнивают со своей жизнью - и оценивают, зачастую, не в свою пользу. Что мы дети победивших люмпен-пролетариев, хоть и с высшим образованием, можем противопоставить нашим предкам? Пролетарские лозунги? Но мы и их потеряли. Капиталистические еще вульгарны. Без руля и без ветрил стоим мы перед ними в онемении. А эгоизм капитализма, в иностранном бумажном кораблике которого стоит каждый из нас - это не Ноев ковчег. Это нас ослабляет, разрушает и порабощает. Порознь, как личности, мы не защищены государством. Мы, как пыль на ветру. Такие мысли теснятся перед картиной "Бал горных офицеров".

Последней по времени картиной, над которой художник работал также не один год - это "Моржи Алтая". Эпическое полотно купающихся в проруби на фоне бескрайнего зимнего пейзажа - яркое выражение ликующего жизненного духа народа вопреки всем причинам и обстоятельствам. Композицию составляют реальные персонажи - барнаульские моржи, каковым является и сам художник. Этот отчаянный порыв русского духа в свое время спас и самого автора от недуга. И эта всепобеждающая идея неунывания звучит во весь голос масштабно и своевременно. Это картина атаки за свою жизнь в любой ситуации - передовой фронт борьбы народа за свое право жить на своей земле.                               

Картин народного утверждающего пафоса стало совсем мало в современном искусстве. Только в единичных исполнениях несдавшихся художников, таких как Алексей Дрилев. Большие социальные обобщения, философские осмысления все меньше находят заказчиков и исполнителей. И жанровые картины в наше время перемен - лишь личный подвиг Художника, утверждающего что-то выше гедонизма, индивидуализма и фетиша денег.

Чтобы написать яркую жанровую картину, надо собрать большой эскизный материал. Поиск образов, позирование, этюды - все это иногда затягивается на годы работы, которой не видно конца. Такие большие темы находятся в постоянной разработке внутренней мастерской художника. И рабочие названия им: "Моржи Алтая" - о русском закале тела и духа ледяным зимним купанием. "Скифы" - из древней истории восточных славян, "Кристалл мудрости" - взгляд на мировую историю с духовной высоты русского духа. 

Эти последние замыслы художника осуществляются на наших глазах и становятся фактом крупного эстетического высказывания русской национальной идеи и ступенью к дальнейшему подъему на Олимп русской школы живописи в ее лучших традициях.                                                                                                           

Зрители Англии, США, Франции уже познакомились с творчеством художника Алексея Алексеевича Дрилева. Но, чтобы стать достоянием мировой культуры, нужно, как минимум, стать достоянием национальной. Похоже, что нашему земляку это удается. Дай Бог ему здоровья (физического и духовного) на его благородном пути служения созидающему гуманизму в его 70-летний юбилей.

                                                                      Геннадий Ракитин, искусствовед