Заслуженный художник РСФСР.
Родился Виктор Григорьевич Лень в Ростове-на-Дону 27 сентября 1914 года, в семье рабочего. Еще до поступления в Ростовское Художественное училище он занимался в школе ФЗО, где приобрел специальность гравера-хромолитографа, работал в местных газетах и в Ростовском областном книж-ном издательстве. В. Г. Лень с теплотой вспоминает своего первого руководителя, который в те годы оказал большое влияние на формирование юноши в искусстве графики. Это был главный художник областного издательства, мастер офорта и акварели, ученик В. В. Матэ по Академии худо-жеств, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР А. А. Мытников (1890-1960). Как человек большой и разно-сторонней культуры, А. А. Мытников не мог не оказать воздействия на профессиональный рост В. Г. Леня.
После окончания Виктором Григорьевичем художественного училища в Ростове-на-Дону он поступает в Московский институт имени В. И. Сурикова (1938). В годы Великой Отечественной войны В.Г. Лень оказался в Самарканде,куда эвакуировался институт. Огромное впечатление произвел этот город, его сказочная архитектура средневекового Востока на фоне своеобразной природы. Уже тогда В.Г. Лень много времени уделяет искусству акварели , в которой сумел отразить свое восприятие Самарканда - древнего и молодого.
Но будущий художник не только учился в годы войны вместе с узбекскими колхозниками, студенты собирали хлопок, выполняли задание партийных организаций самарканда по наглядной агитации. В конце войны институт вернулся в Москву.
Учителями В.Г. Леня были А.В. Лентулов, С.В. Гераимов,В.В. Почиталов, А.А. Деблер,Д.К. Мочальский. "Большое воздействие оказал на меня Сергей Васильевич Герасимов" - вспоминает В.Г. Лень. Он всегда был для студентов живым примером серьезного, творческого отношения к натуре и остался в нашей памяти, как требовательный к себе художник; как мастер высокой гражданственности и тонкий, поэтический певец русской природы. Из его мастерской вышли художники различных индивидуальностей. Они успешно работают сейчас в разных городах и республиках нашей страны. В живописи они идут разными путями. Но думаю, что я не ошибусь, если скажу: все мы, ученики Сергея Васильевича, бесконечно благодарны ему за то понимание реалистичной живописи, которое он передал нам... Ведь живопись - искусство очень "ответственное", призванное нести людям высокий строй мыслей и чувств".
Тема дипломной работы в институте определилась у Виктора григорьевича сразу: образ А.М. Горького. Написать картину о любимом писателе он мечтал ещё в Ростове, когда бродил по набережной Дона, когда писал этюды в старом порту, там, где когда-то работал грузчиком будущий писатель. Теперь же, в институте, собирает этюдный материал пока еще на Волге (к картине "А.М. Горький в Ростовском порту" В.Г. Лень еще вернется несколько лет спустя). Дипломная работа "Горький среди грузчиков на Волге" (1948 г.) была оценена положительно и удостоена премии Художественного фонда СССР. В Ростове, куда художник вернулся сразу же после окончания института, он продолжает работу над образом писателя. В начале 1950-х годов им написаны картины "Горький на заводе Ростсельмаш" и "Горький в совхозе "Гигант", затем "Молодой Горький" и несколько позже "Горький в Ростовском порту". На персональной выставке представлен этюдный материал к этим полотнам: этюды грузчиков. Этюды к образу А.М. Горького.
Из этих произведений, посвященных образу пролетарского писателя, наиболее значительна картина "Молодой Горький" - пленэрно решенный портрет писателя на берегу Волги. Одновременно в начале 1950-х годов В.Г. Лень выезжает на стройку Волго-Донского канала имени В.И. Ленина, пишет этюды строительства Цимлянского гидроузла и донские пейзажи, собирает материал к небольшой жанровой картине "С парома" - о людях современных казачьих станиц, колхозников Тихого Дона.
Таковы представленные в экспозиции этюды казачек с корзиной и ведрами, старого казака на телеге, донских рыбаков. К этому же периоду относятся этюды казачьих дворов и цветущих садов на Дону.
В большом и разнообразном по своим задачам этюдном материале, созданном на Дону, чувствуется следование заветам учителя- С.В. Герасимова: развитие в раннем творчестве В.Г. Леня пленэрной системы живописи в подходе к решению пейзажа и в изображении фигур на воздухе. В то же время художник продолжает работать в технике акварели. Он создает несколько пейзажных серий на основе поездок по Северному Кавказу (окрестности Кисловодска, Домбайская Долина). Если в акварелях "Домбайской серии": "Пасмурный день" и "В долине Домбая" художник применяет сдержанную серебристо-серую гамму красок, то акварели кисловодской серии ( "Главный проект в Кисловодске", "Вид с горы", "Бештау: Пятигорск"), более воздушны и разнообразны по колористическому строю, более свободны по манере исполнения.
Особенно интересны акварели большой серии "По народной Болгарии", созданной в самом конце 1950-х начале 1960-х годов на основе полуторамесячной поездке В.Г. Леня в Народную Республику Болгарию с ленинградским художником Савиновым Г.А. "Розовая долина", "Созопол. Порт", "Созопол, Перед грозой" и другие листы этой содержательной и разнообразной по своим впечатлениям серии говорят о новых поисках в творчестве художника. Новые искания выразительных средств в советском искусстве этого периода преломились в творчестве В,Г. Леня прежде всего в большей живописной свободе и большей "раскованности" художественных приемов. Повышение звучности цвета, разнообразие технических средств, выразительность цветового пятна и живописность, пластичность формы в композиционном строе листа позволяют утверждать,что "Болгарская серия" акварелей (в нее вошло и несколько листов, исполненных смешанной техникой - акварелью с применением пастели или гуаши) явилась для В.Г. Леня новым этапом творчества. Персональные выставки болгарских акварелей художника были показаны в Москве и в Ростове-на-Дону.
На первой зональной выставке "Юг-1964" В.Г. Лень показал ряд индустриальных пейзажей, привезенных им из поездок по шахтерским районам и по южным портовым городам. К началу 1960-х гг. относится и новый цикл пейзажных акварелей "Гурзуфская серия" и некоторые акварельные натюрморты (например, "Донские рыбцы").
Жанру натюрморта В.Г. Лень уделяет большое внимание и дальше. Как правило, натюрморты эти большого формата, и композиция их строится на нескольких крупных деталях первого плана. В цветовом отношении они разнообразны и по сравнению с акварелями предшествующих лет в них сильнее выражено декоративное начало в понимании цвета и формы. Интересно отметить также смысловую, содержательную сторону натюрмортов конца 1960-х - начала 1970-х годов - стремление автора к гражданственному звучанию натюрморта "Хлеб нового урожая", "Белые походы". Что касается обширной гурзуфской серии акварелей, которые можно объединить названием "Весна в крыму", то на первый взгляд В.Г. Лень как будто возвращается к принципам более ранних акварелей, основанных на тональных отношениях пленэрной живописи. Но это только на первый взгляд. Гурзуфские акварели продолжают то, что выявилось у художника в его "Болгарской серии" и свободу живописных приемов, и цельность колористического строя, и динамичную композицию. Но сам натурный материал - нежные краски ранней гурзуфской весны - по сравнению с более контрастным цветовым строем болгарской природы способствует в "Гурзуфской серии" ее прозрачности , ее свето-воздушной насыщенности в передаче влажной и трепетной атмосферы морских берегов и цветущих садов южного Крыма и почти неуловимых, сближенных тонов первой зелени. К 50-летию Великого октября художник создает большое полотно историко-революционного содержания, к которому он готовился несколько лет - "За власть Советов". Оно посвящено образам героев революционного казачества - Федора Подтелкова и Михаила Кривошлыкова. Последний путь их - смертный путь - показан художником через крупноплановые фигуры героев, идущих из глубины картины на зрителя.Композиция лаконична, детали ее скупы, колористический строй основан на приглушенном звучании красочных тонов, передающих трагедийность замысла.
В последние годы, наряду с работой над новыми полотнами (картина "Революция", эскизы и этюды к которой показаны на выставке) В,Г. Лень уделяет большое внимание графике - городскому пейзажу в технике гуаши, темперы и пастели, по-прежнему работая и в акварели.
Современный город - основная тема его работ в начале 1970-х годов. Он стремится одухотворить присутствием человека строгие фасады современной архитектуры, где в ритме ярко освещенных окон пульсирует жизнь ( "Кировский парк ночью"). Он видит свой город то в полыхании алых тонов на клумбах бульвара, то в синевато-серой гамме пасмурного дня ( "Высотный дом на Пушкинской"). Художник достигает целостности пейзажного мотива и в лирическом пейзаже "Весна. Молодые тополя" или в картина "Ростов весенний", язык его становится более обобщенным.
Несколько слов о плакатах В.Г. Леня. "Агитплакат Дона", в котором Виктор Григорьевич бессменно ведет работу главного редактора, отметил в 1975 году свое пятнадцатилетие. В.Г. Лень сумел воспитать в Ростове молодое поколение плакатистов, неоднократных выставок плакатного искусства. Как плакатист, он работает в области политического плаката "Ленин и теперь живее всех живых", "Год пятидесятый..." и в то же время создает остро-сатирические бытовые плакаты ( "Где ещё телефон?", "Ремонт текущий...").
Участник многих выставок - областных, зональных, республиканских и всесоюзных - В.Г. Лень неоднократно выступал и с персональными выставками акварели. А в 1973 году состоялась отчетная персональная выставка его произве-дений в ростовском областном музее изобразительных искусств.
Виктор Григорьевич Лень удостоен почетного звания заслуженного художника РСФСР. На протяжении многих лет он ведет большую общественную работу в ростовской организации Союза художников РСФСР, являясь членом правления. Художник-коммунист, он избирался и депутатом районного и городского Советов в Ростове-на-Дону. Много лет В.Г. Лень отдал педагогической работе в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова.
(автор статьи: Юлия Леонидовна Рудницкая
Искусствовед, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств 1950-1963 гг.)