Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Ольга Александровна Соколова
Ольга Александровна Соколова
Ольга
 Александровна Соколова
Россия родилась в 1961
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Художник-реставратор высшей квалификации станковой, темперной живописи.

Родилась в 1961 году в г. Макарьеве Костромской области. После окончания отделения реставрации темперной и масляной живописи Суздальского художественно-реставрационного училища, в 1983 году, молодым специалистом она приехала в Вологду. 13 лет отработала она в бригаде реставраторов Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ) объединения «Росреставрация».

Первый выезд по Вологодской земле начался у Ольги с ознакомления, вычерчивания картограмм и исследования фресок Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Затем были поездки по северным районным музеям: Устюжна, Вытегра, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг. Приходилось много заниматься укреплением аварийной живописи икон в фондах музеев, а также настенной масляной живописи паперти Успенского собора Кирилловского музея-заповедника и икон иконостаса Ильинской церкви г. Белозерска. Теперь уже нет таких музеев в Вологодской области, где бы не поработала Ольга Александровна.

Стажирование в реставрационных мастерских г. Москвы, плодотворная работа с памятниками древних мастеров послужили овладению научным подходом к реставрационному делу. Но по причине прекращения существования организации ООО «Вологодские реставраторы» она вынуждена была поменять место работы.

Работая семь лет в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Академика И. Э. Грабаря, Ольга Александровна успела зарекомендовать себя здесь прекрасным специалистом. К ней обращаются молодые стажеры, чтобы поучиться реставрационному мастерству. Она является членом реставрационного совета филиала.

Стажирование в Центре под руководством реставратора высшей квалификации Л. А. Мироновой, огромная работа по раскрытию многослойной живописи, интерес к исследованию пигментных составов авторских колеров, выполнение расслоения живописи и перенесение ее на другую основу привели к защите в 2003 году высшей квалификации Мин. Культуры Р. Ф..

Одновременно, стажируясь у лучшего реставратора России А. Н. Овчинникова, она охотно осваивает копирование памятников древнерусской живописи. Пока большого количества копий нет, но результат уже есть. Одной из показательных в этом плане работ является «Деисусный чин» XVII века из собрания Вологодской картинной галереи, побывавший на выставках в Воронеже и Ярославле.

Более ста отреставрированных ею икон украшают экспозиции музеев Вологодской области и находятся в действующих храмах города Вологды. К основным работам Ольги Александровны можно отнести раскрытие сложнейших минейных икон XVI века на «Декабрь» и «Сентябрь» из Вологодского музея-заповедника. Живопись миниатюрного письма включает более 50 фигур святых и несколько праздников. Иконы поновлялась трижды, с подведением толстого слоя перелевкаски, удаление которого

выполнялось с применением микроскопа. Иконы были представлены на выставках «Возрожденные шедевры Русского Севера» (Вологда, 1997 г.) и «Триеннале» (Москва, 2000 г.).

Говоря о реставрационных работах О. А. Соколовой, есть смысл рассказать еще об одной работе над огромной иконой из Великоустюгского музея-заповедника «Царь Царем», 1750 год. На этой иконе не было сплошной записи, но покровная пленка удалялась с большим трудом. Слабая сохранность некоторых участков авторской живописи XVIII века потребовала провести научный поиск аналогов, чтобы выполнить тонирование.

Ольга Александровна много и плодотворно занимается реставрацией, но с не меньшим желанием она занимается творчеством, выезжает на пленэры. С 1994 года — член Союза художников России. Куда бы Ольга Александровна ни поехала в командировки, она обязательно найдет время постоять у мольберта. Она является участницей региональных выставок, проводимых Союзом художников.

Воспитывая двоих детей, она находит время учиться на факультете «Музеология» Российского Государственного Гуманитарного Университета. Она пишет статьи о реставрации и выступает на научных конференциях с сообщениями и докладами.

Двадцать лет — это много и одновременно мало. Главное, что Ольга Александровна за эти годы успела много сделать для общества и музеев области. Она с желанием и энергией берется за сложные вопросы и ставит для себя достаточно высокие задачи.

(Автор статьи — Людмила Калачева)

Читать дальше

HELP