войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Татьяна
Захаровна Мертешова

Россия • 1905−1998

В цикле выставок "Забытые имена" редакция журнала "Наше наследие" представляет творчество Татьяны Захаровны Мертешовой. Выпускница Вхутемаса-Вхутеина, она работала рядом с художниками, чьи имена уже вошли в историю отечественного изобразительного искусства - П.В.Митуричем, В.В.Хлебниковой, П.Г.Захаровым. Обстоятельства жизни сложились таким образом, что ее работы, бережно хранимые семьей, только сейчас впервые показываются зрителям.

Муж Татьяны Захаровны Павел Григорьевич Захаров был учеником и соратником П.В.Митурича. До войны (1930-1940-е гг.) семьи П.В.Митурича, Е.С.Тейса, П.Г.Захарова выезжали на лето для совместных занятий живописью. С творческой атмосферой этих лет связаны лучшие воспоминания ее жизни.

Учителями своими Татьяна Мертешова считала преподавателя студии во Владимире - выпускника Петроградской Академии художеств - Петра Григорьевича Зиновьева, во Вхутемасе - Петра Ивановича Львова, а впоследствии - Веру Владимировну Хлебникову и Петра Васильевича Митурича, с которыми ее связывали тесные дружеские отношения

Татьяна Мертешова в 1923 году поступила по конкурсу на первый курс графического факультета ВХУТЕМАСа. До этого во Владимире она занималась в художественной студии выпускника Петроградской Академии Петра Григорьевича Зиновьева, которого она считала своим первым учителем.

Во ВХУТЕМАСе Татьяна Захаровна училась у замечательных художников Истомина, Фаворского, Купреянова, Львова. Теплее всего она вспоминала Петра Ивановича Львова, который рисовал всегда вместе со студентами, создавая семейную обстановку «безо всякой официальщины».

К 1929 году стало ясно, что государству не нужно столько «свободных художников» и их распределили по отраслевым институтам. Татьяна Захаровна закончила уже ВХУТЕИН и получила специальность «художник-технолог полиграфической промышленности». После окончания учебы она три года работала цветным травильщиком издательства типографии «Известия».

С 1931 по 1935 гг. Татьяна Мертешова работала в «Медицинской энциклопедии», главным редактором которой был академик Бакулев. Для нее он навсегда остался эталоном редактора.

Муж Татьяны Мертешовой – Павел Григорьевич Захаров – был учеником и соратником замечательного художника Петра Васильевича Митурича. До войны их семья и семьи П.В. Митурича, Е.С. Тейса выезжали на лето для совместного занятия творчеством.

Чтобы иметь возможность заниматься творчеством летом, зимой им приходилось браться за любую работу – их «бригада художников» писала огромные панно, делала макеты на Сельскохозяйственной и Строительной выставках, в Политехническом музее.

Во время войны в издательстве «Советский график» Татьяна Мертешова выполняла работы для фронта – рисовала этикетки для солдатских концентратов каш, открытки («Не отдадим Москвы» и т.д.), почтовые марки.

Татьяна Захаровна была членом «Горкома художников книги и графики», работала по договорам с издательствами.

Заботы о заработке, семья, ребенок – все это оставляло Татьяне Мертешовой мало времени для настоящего творчества. Но именно мужчинам, о которых она заботилась при жизни, мы обязаны тем, что кое-что из ее творческого наследия сохранилось.

Например, ее муж, П.Г. Захаров, гравюру, которую она вырезала на курсе у Фаворского, носил в институт и показывал своим студентам. А ее зять, А.В. Бородин, бережно привел в порядок все, что сохранилось, и сегодня мы можем увидеть эти работы на выставке как свидетельство того времени, для многих просто неизвестного.

(воспоминания внука, LJ totenkopfring)

Перейти к биографии