Родился на Урале в 1870 году. В 1888 получил от Земства стипендию в красноуфимскую сельскохозяйственную техническую школу, которую окончил в 1890 г. по классу керамики. Изучал керамическую отрасль в России и Финляндии.
В свое время он являлся организатором и заведующим знаменитой гончарной мастерской "Абрамцево", созданной по инициативе известного промышленника и мецената С.И.Мамонтова. В работе этой мастерской принимали участие многие виднейшие художники России: М.А.Врубель, А.Я.Головин и др. В середине 1900-х годов П.К.Ваулин, решив основать собственное производство, создает недалеко от Петербурга, на станции Кикерино под Гатчиной на базе небольшого кирпичного завода, организованного еще в 1878 году, художественную керамическую мастерскую.
И с 1906 года начинается новый, наиболее плодотворный период творческой деятельности П.К.Ваулина, связанный с Петербургом. Выдающийся керамист П.К.Ваулин, удостоенный к тому времени за свои работы почетного диплома на Всемирной художественной выставке в Париже, воплощает замыслы художников и зодчих в глине и глазури Так же, как и в Абрамцево, в Кикерино начинают работать виднейшие художники того времени Н.К.Рерих, А.М.Матвеев, В.Э.Борисов-Мусатов, С.В.Чехонин, Н.Лансере, Н.В.Васильев, Р.Ф.Мельцер. "Я поставил себе задачу возродить русскую майолику со всей присущей ей красотой русской экзотики..." - писал Ваулин.
Первой крупной работой ваулинской мастерской стали фризы по рисункам Н.К.Рериха для дома страхового общества "Россия" на Большой Морской улице Петербурга.
Замечательная майолика была создана в мастерской Ваулина для русского павильона на Гигиенической выставке в Дрездене в 1911 г. (автор павильона и портала - архитектор В.А.Покровский), позднее портал был перевезен в С-Петербург директором Института В.В.Подвысоцким для строящегося здания библиотеки ИЭМ.
Среди известных работ П.К.Ваулина - украшение Кронштадтского собора, Ярославского вокзала и Третьяковской галереи в Москве.
Самым замечательным произведением талантливого керамиста является декоративное убранство здания мечети, построенного в 1910-1917 гг. на Петроградской стороне.
Это своего рода музей художественной керамики. Портал, высокий купол и тонкие стройные минареты покрыты керамикой небесно-голубого цвета, на фасадах здания начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой арабской вязью. Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге - одна из самых крупных в Европе и самая северная в мире, высота главного купола -39, высота минаретов - 48 метров.
Изделия кикеринской мастерской до сих пор украшают некоторые замечательные постройки в Петербурге - кроме мечети это здание Гвардейского экономического общества (позднее ДЛТ), где майолика имитировала бронзовые украшения.
Ваулинская майолика использовалась и для украшения жилых домов. В доме Бадаева на углу улицы Восстания и Жуковского майолику применили в отделке наружных фасадов и отделке вестибюля. В этом доме впервые использовали облицовку "металлизированными плитками". Много печей и каминов было изготовлено для петербургских домов. Одной из лучших работ стала печь по рисунку архитектора А.И.Таманова для армянской церкви на Невском проспекте. Большие облицовочные работы выполнила мастерская в доме Бажанова на улице Марата в Петербурге под руководством арх. П.Ф.Алешина.
Среди работ мастерской значилась облицовка дома Волжско-Камского банка в Ростове-на-Дону, майолика для Воскресенского женского монастыря, наружные стены Тверского собора, иконостас церкви Святого Пантелеймона в Пятигорске, образа Спаса для церкви в Шлиссельбурге, порталы для дворца Эмира Бухарского в Железноводске, наружные иконы и фасады посольских церквей в Бухаресте и Софии.
В 1918 году Ваулин назначается комиссаром фарфорового завода им. М.В.Ломоносова и Петергофской гранильной фабрики, затем техническим директором завода "Горн" ( так после революции были названы кикеринские мастерские). В последние годы своей жизни он был консультантом на фарфоровом заводе "Пролетарий" и в объединении "Росфарфор". Умер П.К.Ваулин в 1943 году.
(Из статьи "П.И. Ваулин - керамист", Научная библиотека ИЭМ)