Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
11 статей  •  3 теста
Александр Порфирьевич Архипенко
Александр Порфирьевич Архипенко
Александр
 Порфирьевич Архипенко
Россия 1887−1964
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 в семье профессора механики. В 1902 поступил в Киевское художественное училище, оставил его, не удовлетворенный системой преподавания. Уехав в Париж (1908), поселился в колонии художников «La Ruche» («Улей»), где познакомился с А. Модильяни и А. Годье-Бжеско; испытал большое влияние скульптуры Древнего мира (Египет, Ассирия и др.), а позднее готики.

Увлечение архаикой сказалось в его фигурах конца 1900-х — начала 1910-х годов (Сидящая мать, бронза, 1911, Городской музей, Дуйсбург, Германия). В 1910-е годы разрабатывал принципы трехмерного кубизма, основанного на геометрическом упрощении и динамических контрастах форм (Боксеры, терракота, 1913, Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция). В итоге пришел к беспредметному искусству (композиции Медрано, 1910-е годы), экспериментируя с разными материалами.

1887, Киев — 1964, Нью-Йорк

Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые «составил» единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность — основные качества его работ, высоко оцененные современниками — Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900−01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902−05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.

В 1908−11 гг. создал бронзовые скульптуры «Адам и Ева», «Женщина с кошкой», «Саломея», «Сусанна», «Сидящая обнаженная». Акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульпто-живописи», сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916;

«Натюрморт с книгой и вазой на столе», 1918), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915), «Луч» (1918), «Ваза-женщина» (1919)и др.

В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.

Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920−30-х гг. создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс», «Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия» и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру — подвижную живопись (1924−27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со «звуковой скульптурой», а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).

В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924−28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935−36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.

После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во многих городах США.

Читать дальше

Лента
Творчество - вещь индивидуальная, даже интимная. Но история искусства знает немало случаев, когда художники не только работали, но и жили бок о бок. Артхив рассказывает о дюжине европейских арт-колоний, где живописцы и скульпторы наслаждались прекрасными видами, выпивали, спорили, создавая между делом шедевры, стили и художественные течения.
#Арт-новости #Новичкам #Экспертам @Пьер Огюст Ренуар @Анри де Тулуз-Лотрек @Сюзанна Валадон @Пабло Пикассо @Жорж Брак @Эдгар Дега @Поль Сезанн @Морис де Вламинк @Амедео Модильяни @Андре Дерен @Теодор Руссо @Морис Утрилло @Поль Синьяк @Эрнст Людвиг Кирхнер @Эрих Хеккель @Фриц Блейль @Макс Пехштейн @Карл Шмидт-Ротлуф @Педер Северин Крёйер @Анна Анкер @Микаэль Питер Анкер @Фриц Таулов @Кристиан Крог @Вигго Юхансен @Илья Ефимович Репин @Валентин Александрович Серов @Василий Дмитриевич Поленов @Аполлинарий Михайлович Васнецов @Виктор Михайлович Васнецов @Михаил Александрович Врубель @Константин Алексеевич Коровин @Михаил Васильевич Нестеров @Джеймс Эббот Макнейл Уистлер @Джон Сингер Сарджент @Данте Габриэль Россетти @Уильям Холман Хант @Казимир Северинович Малевич @Александра Александровна Экстер @Ольга Владимировна Розанова @Любовь Сергеевна Попова @Иван Васильевич Клюн @Надежда Андреевна Удальцова @Эль Лисицкий @Илья Григорьевич Чашник @Николай Михайлович Суетин @Вера Михайловна Ермолаева @Нина Осиповна Коган @Ефим Моисеевич Рояк @Давид Аронович Якерсон @Лев Александрович Юдин @Дмитрий Николаевич Санников @Иоганн Фридрих Овербек @Франц Пфорр @Марк Захарович Шагал @Хаим Соломонович Сутин @Осип Цадкин @Фернан Леже @Александр Порфирьевич Архипенко @Диего Мария Ривера @Моисей Кислинг @Макс Жакоб @Винсент Ван Гог @Поль Гоген @Жан-Франсуа Милле

Евгения Хапалова
, 1 сентября 2017 00:02 3
Как я мало знаю. Благодарю за интересную, простую и доступным языком написана, а картины подтверждают и закрепляют прочитанное. Ещё раз спасибо.
Kostia Efimov
Kostia Efimov
, 18 октября 2018 11:10 2
Спасибо огромное!! Я вот уже в течении многих десятилетий, большой поклонник Утрилло... Очень приятно видеть довольно большую подборку его картин ... "В живую" они производят огромное впечатление!! ....
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
HELP