Еще И. С. Тургенев говорил, что один рисунок может изобразить события, происходящие на 10 страницах книги. Профессия иллюстратора важна и востребована не только в современном мире. Такую же, а, возможно, большую ценность она представляла 100 лет назад. Одним из тех, кто стоит у истоков отечественной иллюстрации, является известный художник, гравер, книжный иллюстратор и художник-мультипликатор Константин Кузнецов, создатель своей уникальной техники гравюры по картону.
Это бессмертный автор узнаваемого и уникального образа детских книг 20-40 годов прошлого века. Художник-иллюстратор Константин Васильевич Кузнецов причастен к оформлению более 200 книг, на которых выросло не одно поколение, так как многие из них неоднократно переиздавались и спустя годы после его смерти. Он также был одним из учредителей школы детской книжной иллюстрации и участником множества государственных и международных выставок.
Как рисунок, так и гравюру он осваивал самостоятельно, не имея академического художественного образования. Возможно, это и способствовало созданию художником Константином Кузнецовым своего метода гравирования. В начале столетия деятельность художника была посвящена эскизам игрушек. Как иллюстратор К. Кузнецов работал в нескольких печатных изданиях, создавая между тем и шаржи для афиш и программ театров.
В 20-30 гг. ХХ ст. деятельностью художника Константина Кузнецова было создание иллюстраций для книг при сотрудничестве с различными издательствами и журналами, руководство детским изобразительным кружком и работа иллюстратора для Музея детской книги в Москве. Он работал над гравюрами и станковыми литографиями, неустанно экспериментируя с разными техниками. Организатор детского кружка и автор учебника «Я печатник», он обучал и детей, и взрослых основам книжной печати.
В 30-40 годах К. Кузнецов направляет свое творчество на новую сферу – мультипликацию, принимая участие в создании таких известных советских мультфильмов как «Айболит», «Сказка о царе Салтане» и «Колотушка». В этот же период он присоединился к Союзу художников СССР.
Особенности творчества художника Константина Кузнецова
Любимыми и вдохновляющими сюжетами для иллюстраций и картин художника Кузнецова всегда были русские народные сказки. Литературные произведения А. Пушкина, А. П. Чехова, Сергея Аксакова, П. Бажова, С. Черного, Л. Н. Зилова, Агнии Барто, А. И. Введенского, С. Маршака и многих других писателей тоже не были художнику безынтересны. Демонстрируемый на многих выставках того времени метод ручного гравирования, изобретенный К. Кузнецовым, включал использование сухой иглы, картона, пастели и акварели. Именно эта техника делает иллюстрации, картины и гравюры художника Кузнецова уникальными.
Известные картины художника Кузнецова
К наиболее узнаваемым картинам, а если быть точным, то иллюстрациям художника Константина Васильевича Кузнецова к соответствующим народным сказаниям относятся: «Снегурушка», «Как братец кролик напугал своих соседей», «Иван-Царевич и серый волк» (1949 г.), «Царевна-лягушка» (1948 г.), «Курочка Ряба» (1936 г.), «Волк и семеро козлят», «Колобок» (1941), «По щучьему велению» (1950), «Петушок – золотой гребешок».
Также плоды его творчества можно увидеть в таких книгах как «Белолобый» (1936), «Бодун и Нюшка» (1931), «Володя Ермаков» (1935), «Детский остров» (1928), «Игрушки» (1980), «Картошка» (1930), «Костя пошел в гости» (1929), «Мы лепим» (1931), «Переполох» (1926), «Песенки» (1935) и др.
Немало работ художника были изданы после его смерти в популярном детском журнале «Мурзилка».