войти
опубликовать

Лукас
Кранах Старший

Германия • 1472−1553

Биография и информация

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 г., г. Кронах — октября 1553 г., г. Веймар) — немецкий художник эпохи Ренессанса, график, придворный живописец. Автор многочисленных портретов современников, а также картин с сюжетами на библейские темы и жанровых полотен. Принимал активное участие в создании Дунайской школы, глава большой художественной мастерской, сторонник движения Реформации, друг Мартина Лютера. Отец живописцев Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Особенности творчества художника Лукаса Кранаха: удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.

В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.

Известные картины Лукаса Кранаха Старшего: «Адам и Ева», «Распятие», «Венера и Амур», «Мадонна», «Нимфа источника», «Меланхолия», «Охота на оленя», «Суд Париса», «Юдифь с головой Олоферна», портреты Мартина Лютера, принца Саксонии, Фридриха Мудрого, Сибиллы Клевской, Анны Куспиниан.

Картины Лукаса Кранаха как отражение эпохи

Точных данных о детских годах художника нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.

В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.

Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.

Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.

1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.

Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.

Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший.

Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.

Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.