войти
опубликовать

Петр
Григорьевич Редечкин

Петр Григорьевич Редечкин (23 января 1919 – 14 ноября 2004) – советский и российский живописец и график, педагог МВХПУ – МГХПА им. С.Г. Строганова (1961-2004), профессор (1990), заведующий кафедрой реставрации монументальной живописи МГХПА (1983-1991), преподаватель рисунка.

Родился 23 января 1919 года в селе Пощупово Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1929 году переехал в Москву. В 1936 году поступил в техникум при «Мострамвайтресте». Проходил также курсы кавалерийской подготовки.
 
Искусством увлекался с детства. Перерисовывал иллюстрации, рисовал с натуры – отдельные предметы, постановки из них, пейзажи, портреты товарищей и т.п. Большое влияние на него оказывал его одарённый старший брат Василий (1912 -1945), увлечённый поэзией и литературой. В 1938-1939 Петр был принят в члены самодеятельного сектора при МОСХе и в изостудию при МОСХ.

В 1939 году был отозван из техникума для прохождения срочной военной службы. Войну встретил в Полоцке. За период войны участвовал на фронтах – Западном, Северо-Западном, Калининском, Ленинградском, Втором Прибалтийском. Службу завершил в Таврическом военном округе в 1946 году в звании старшего лейтенанта артиллерии. По ходу службы, когда позволяли обстоятельства, делал графические зарисовки.

В 1949 году он поступил в МВХПУ (бывшее Строгановское) на отделение монументально-декоративной живописи. Учился у преподавателей художников – С. В. Герасимова, Д.И. Соколова, Н.П. Христенко, В.Ф. Бордиченко, Н.Х. Максимова, А. Шестакова, А.В. Куприна, Г. И. Опрышко, Е.С. Зерновой, Васильева, Г.М. Коржева и В.К. Замкова. Был отличником – сталинским стипендиатом. Учебу закончил в 1956 году.

Будучи студентом Строгановки, в 1954 году за картину «Большая семья» ( х. м. 200 x 400 см.) Редечкин был награждён грамотой и первой премией ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов). Она экспонировалась на выставки в ЦПКиО им. Горького. Многофигурное ( около пятидесяти персонажей) большое полотно вполне профессиональное по выполнению. Работа над этой большой композицией по эскизу Редечкина велась им с участием нескольких человек на базе изостудии Григорьева в течении пяти лет. Картина эта репродуцировалась в 1955 году в журнале «Огонёк».

Ещё раньше накануне учёбы и в период её Редечкин, бывая на родине – в Рязанской Мещере, писал пейзажи, портреты и натюрморты, делал зарисовки. Преподававший у него живопись вместе с С.В. Герасимовым Г.М. Коржев, отмечая особую удачность одного из этих портретов, на котором запечатлён улыбающийся сельский парень, советовал ему стать художником именно этой темы. Родные рязанские места всегда вдохновляли и влекли к себе Петра. Он был лично знаком с матерью поэта С. Есенина.

В сопроводительной статье к выставке, организованной в 1992 году Харольдом Вольфартом в Роттенбурге-на-Таубере, отмечалось: «Ранние пейзажи П. Редечкина свидетельствуют о глубоком синтетическом мироощущении, когда вся жизнь художника заключена в искреннем лиризме его картин и границы между искусством и реальностью растворяются».

На Юбилейной Всесоюзной художественной выставке 1957 года экспонировалась фреска Редечкина – фрагмент его дипломной композиции. Успех этой работы был отмечен в 1958 году В. Толстым в 3-м номере журнала « Декоративное искусство СССР», в его обзорной статье «Монументально-декоративная живопись», посвящённой этой выставке: « Идейная насыщенность образов при лаконизме художественных средств – непременное условие успеха монументального произведения. В этой особенности, может быть, и следует искать объяснение тому, что даже выхваченные из общей композиции фрагменты ( как например, керамическое панно Г. Вебера « Октябрь» или фреска П. Редечкина «1905 год» и др.) производят сильное впечатление, словно мы взглянули на них сквозь увеличительное стекло, которое необычайно обостряет зрение».

  Надо принять во внимание, что время конца 1950-х начала 1960-х годов было весьма тяжелым для монументалистов. В стране шла борьба с « излишествами и украшательством». Росписи, мозаики, витражи и сграффито попадали в первую очередь в этот разряд. Монументалисты, таким образом, оставались без работы. Художники с именем ещё получали какие-то небольшие заказы. А начинающие могли при них быть лишь помощниками или простыми исполнителями. Редечкин получил в то время несколько самостоятельно-групповых заказов. Вместе с В. Маркиным и А. Сувровым сделал тогда роспись в одном из павильонов ВДНХа. И в Евпатории керамическое панно для санатория «Таврия». Оно выполнено по его эскизу и монтировано им было в составе московской бригады. Для творческой свободы в хрущёвское время, в период молодёжного фестиваля в Москве (1957) появилось больше возможностей, поскольку несколько ослаб диктат социалистического реализма в искусстве. Панно « Таврия» в Евпатории, было в определённой мере формалистично.

С 1956 по 1959гг. работал художником в учебно-производственных мастерских МВХПУ (бывшее Строгановское), занимаясь раскрытием, реставрацией и консервацией фресок Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря, церкви св. Троицы в Никитниках и станковых произведений – икон Благовещенского собора Московского Кремля и собора Николая Гостунского.

Для журналов «Вожатый», «Молодая гвардия» и др. он делал в 1958 году графические иллюстрации.

В 1961 году начал преподавать в Строгановском училище (МВХПУ). Был преподавателем, старшим преподавателем, а потом доцентом на кафедре академического рисунка и монументально-декоративной живописи. Вел занятия на всех специальностях, в том числе 18 лет на отделении монументально-декоративной живописи. Вел мастерские совместно с Г.М. Коржевым, А.Л. Орловским, Б.В. Иорданским и др. Его учебные группы отмечались на ректорских экзаменационных просмотрах как лучшие.

В 1978 - 1982 годах наряду с преподаванием рисунка работал в должности начальника учебного отдела МВХПУ на общественных началах. Неоднократно исполнял обязанности секретаря приемной комиссии. Был членом Учёного Совета, членом методического совета, членом различных комиссий. Был учёным секретарём кафедры рисунка. Так же ряд лет работал учёным секретарём экспертной комиссии по изобразительному искусству ВАКа Минвуза СССР.

Бескорыстное отношение к своей специальности, глубокая заинтересованность в овладении студентами техникой и приёмами реалистического изображения действительности снискали ему уважение как профессорско-преподавательского состава, так и в среде студентов.

Бывая в санаториях, домах отдыха, старых городах, сохранивших своё лицо, их окрестностях и, вообще, в новых местах Редечкин делал зарисовки,  тонкие по исполнению. Собственно его графика - рисунки, наброски, всегда отличались тонкостью, определённостью и изяществом одновременно. 

Особым местом вдохновения для Редечкина был город Ленинград (Петербург).  В сопроводительной статье к коллективной выставке организованной в 1983 году в Подмосковье художник К.В. Власова отмечала особую лиричность его ленинградских работ. В 80-е годы, отдыхая в тёплое время в Крыму в Алуште, писал там этюды.

В середине 70-х годов Редечкин сделал для студии «Диафильм» ряд монохромных графических иллюстраций по русской и советской литературе.

В 1983 году, в возрасте шестидесяти четырёх лет, в связи с открытием в училище (МВХПУ им. Строганова) новой специальности «художник реставратор», по поручению ректората, Пётр Редечкин возглавил работу по организации и становлению кафедры реставрации монументальной живописи, разработке учебного плана, учебных программ, а также выполнил ряд методических разработок по рисунку и проблемам реставрации. Были привлечены к работе и преподаванию на кафедре талантливые специалисты, многие из которых работают там и сейчас.

После освобождения в 1990 году от заведования кафедрой по возрасту (71 год) Редечкин продолжал работать на ней в звании профессора преподавателем рисунка, деятельно продолжая участвовать в жизни кафедры.

Будучи уважаем и любим сослуживцами и студентами, в последние годы жизни он сохранял душевную и физическую бодрость. Составлял приспособленный к задачам искусства атлас по анатомии человека, сопровождая его своими цветными графическими иллюстрациями. Дописывал-доделывал некоторые этюды и рисунки, вёл работу над крупными многофигурными и предметными композициями на военную тему.

Художником живописцем стал его сын Василий, и живописцем-реставратором внук Игнат.

П.Г. Редечкин в последней период жизни участвовал в выставках: В 1982 году в выставке московских художников в Москве. В 1983 году в выставке московских художников «Земля и люди» в Подмосковье. В 1983 году в выставке московских художников в Москве. В 1992 году в выставке «Трансискусство» в Ротенбурге-на-Таубере (ФРГ) /Выставка 53 московских художников/. В 1994 году в Первой выставке Товарищества Русских Художников на Верхней Масловке – в выставочном зале студии им. М.Б. Грекова в Москве. В 1995 году в выставке московских художников-ветеранов войны, посвящённой 50-летию Победы, - в Москве. В 2000 году в выставке живописи «С.В. Герасимов и его ученики» - в Можайске.
15 мая 2019 в МГХПА им. С.Г. Строганова открылась персональная выставка П. Редечкина приуроченная к 100-летию со дня рождения художника.




Перейти к биографии