войти
опубликовать

Феликс
Игнатьевич Ходорович

Россия • 1840−1913

Биография и информация

Жизненный путь художника - Феликса Ходоровича, начинался почти так же, как и Болеслава Яцуньского. Феликса Ходоровича, студента Московского Училища живописи, ваяния и зодчества (учился в 1860-63 гг.) исключили за причастность к польскому восстанию 1863 года. Он был сослан на Кавказ, служить в действующую армию. Таким образом, с 1864 года его жизнь навсегда оказалась связанной с Грузией. По окончании военной службы он поселился в Тифлисе. В течение своей жизни он много ездил по Грузии, внимательно изучал типаж, нравы, обычаи, утварь народов, населявших Кавказ. Собрав обширный материал, он приступил к созданию портретов и жанровых скульптурных композиций.

В 1886 году в петербургском журнале Художественные новости 1886, N4 сообщалось: ...живущий в Тифлисе скульптор Ф.Ходорович решил создать коллекцию кавказских типов, чтобы показать на всемирной выставке в 1889 году, эта коллекция должна была состоять из 30 бюстов и 30 жанровых групп. Неизвестно, удалось ли ему осуществить свой замысел, но известно, что небольшие жанровые композиции, которые он экспонировал на выставках, были высоко оценены современниками. Это – Имеретинская арба с буйволом, Везут вино, Волынщик, Играющий на свирели, Угольщик, Водовоз, Черкес на горе и др., которые скульптор представлял на выставках КОПИИ в Тифлисе.

Ходорович был известным преподавателем рисования и скульптуры. С 1870 года он преподавал в I мужской гимназии. С 1874 – в Художественной школе при Тифлисском Художественном Обществе, которое в 1877 году было переименовано в Кавказское Общество Поощрения Изящных Искусств (КОПИИ). Популярность Феликса Ходоровича поляка, выходца из Белоруссии, была велика, ему поручались многие общественные и частные заказы. Неудивительно, что городской совет поручил Ходоровичу создание памятника А.С.Пушкину. Памятник был открыт 25 мая 1892г., о чём восторженно писали в газетах Иверия, Кавказ и Тифлисский листок. Памятник А.С.Пушкину в Тбилиси Памятник Д.Эристави в Тбилиси В 1903 г был установлен в Александровском саду памятник Н. В. Гоголю, созданный Ходоровичем таком же стиле что и памятник Пушкину. В подобной реалистической манере он вылепил впервые в Грузии скульптурные портреты своих современников - писателей Д. Эристави и А. Ширванзаде, мраморный портрет основателя и первого директора краеведческого музея Г.И.Радде и общественного деятеля Д.Кипиани. Памятник Г.И.Радде в Тбилиси Фрагмент памятника Г.И.Радде в Тбилиси Памятник общественного деятеля Д.Кипиани в Тбилиси Ходорович прожил долгую жизнь - более пятидесяти лет в Грузии. К сожалению, из большого количества созданных им скульптур мало дошло до наших дней. Ходорович вписал яркую страницу в историю развития грузинской портретной и жанровой скульптуры, способствовал становлению местной школы, - считал выдающийся грузинский скульптор Я.Николадзе. В последней трети XIX века в период политических, социальных и экономических сдвигов происходят значительные изменения и в культурной жизни Грузии.

Демократические идеи и стремление к национальному возрождению захватывает в первую очередь литературу, которая явилась их выразителем. В искусстве возрождение национальных художественных традиций шло одновременно с освоением достижений других народов в этой сфере, что способствовало его развитию (поступательному движению) Накопление опыта, соответствовавшего своеобразию данной культуре, вылилось в поиск современного национального стиля. Большая положительная роль польских художников в этом процессе неоспорима. Во всех областях изобразительных искусств они оставили яркий след. Когда у тифлисцев появилось стремление к художественному образованию, группа художников, в которую входили и поляки, возглавила организацию художественных обществ - Тифлисское художественное общество, переименованное позже в Кавказское Общество Поощрения Изящных Искусств.

  • Творческие объединения
  • Учеба