Художник театра. Род. 4 августа 1897 г. в г. Харьков - ум. 23 марта 1994 г. там же. Обучался в Харковских художественно- ремесленных мастерских у Л.Тракала (1911-15) и в ХХУ (1915-18) у А.Кокеля, М.Пестрикова. Член ХО СХУ с 1944. Участник республиканских и международных выставок с 1927. Персональная выставка: Харьков - 1998. С 1918 г. работал в театрах Одессы и Харькова, с нач. 1930-х гг. преподавал в XXИ— ХХПИ, профессор (с 1952). Лауреат государственной премии СССР (1947).
Ок. 1905 — 1910 учился в начальной школе при семинарии (угол Семинарской 123 и Екатеринославской 124).
В монографии Черновой рассказывается о начале занятий рисованием. Мать, Олимпиада Павловна, поддерживала увлечение сына: купила ему первый в его жизни набор цветных карандашей. Отец, Василий Сергеевич, слесарь по специальности, мечтал о техническом образовании для сына. У Черновой рассказывается о характерном эпизоде. Борис стал случайным свидетелем спора отца с будущим мужем тётки художником-декоратором и прикладником Александром Григорьевичем Гончаренко, для которого Борис уже сделал несколько росписей рамок к фотографиям. Гончаренко убеждал Василия Сергеевича отдать сына учиться живописи. Отец же не считал художество специальностью и соглашался на художественное образование для сына только в том случае, если тот не поступит в Городское техническое училище. Пришлось Борису завалить вступительные экзамены в училище.
Вместо этого весной 1911 он поступил в Художественно-ремесленную учебную мастерскую декоративной живописи Харьковского общества грамотности на Ветеринарной (ныне — ул. Гиршмана), 26 125 , которой с 1 марта 1909 заведовал Л. И. Тракал. Помимо профессиональных и общеобразовательных предметов тут преподавали также черчение и народный орнамент. Его товарищами по школе были Цапок и Ермилов.
В монографии Черновой рассказывается о первых заметных выступлениях юного Косарева со своими работами. Так, 3 марта 1914 г. газета “Южный край”, резко отозвавшаяся о выставке “Т-ва харьковских художников”, из 300 представленных на ней работ отметила только двух авторов: выдающегося пейзажиста Беркоса и две пастели 16-летнего Косарева.
В 1915 г. К. без экзаменов был зачислен в Худ. училище, где учился у Ал. Аф. Кокеля 126 — живописи, у М. Р. Пестрикова 127 — рисунку и у А. М. Любимова — работе с темперой и клеевыми красками. Основными предметами его на протяжении всех трёх лет обучения были станковая живопись и рисунок. От черчения, также преподававшегося в училище, К. был освобождён благодаря экзамену, сданному в мастерской у Тракала.
В 1915 К. пробует свои силы как помощник декоратора под рук. М. Я. Офенгендта в Летнем театре оперетты. Через год, в сезон 1916 — 1917 гг., К. совместно с Бобрицким принимает участие в оформлении “Бранда” Ибсена в харьк. драм. театре: ему поручают пейзажные сцены. С этого начинается его карьера театрального художника.
В эти годы К. исповедует эстетические идеалы футуризма — входит в группу харьковских кубофутуристов “Союз Семи” (“Семёрка”, как называл её сам Б. В.). Её членами были также Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Мищенко, Цапок и Цибис. В 1918 группа издала сб.-альбом своих работ под назв. “Семь плюс Три”. Планировались также сб. стихов Измаила Уразова, 2-й альбом (“Семь плюс ?”), монография о Бобрицком, сборник автолитографий Косарева (12 листов) и сборник гравюр по дереву Цибиса, — ничего из этих планов не осуществилось.
Весной 1918 г. К. и др. члены “Семёрки” участвовали в выставке “Союза искусств” (открылась 7 мая в Художественном училище; выставлялись также В. В. Бобрицкий, Л. П. Гертик, А. Н. Грот, М. Л. Мане-Кац, Н. Р. Саввин, Г. А. Цапок, Б. Цибис и др.; см. рецензию на выставку в справке о “Союзе Семи”).
Летом того же года вместе с Мищенко и Цибисом К. оформил несколько №№ журнала “Колосья”, а с Бобрицким и Цапком, с которыми его связывали, по-видимому, наиболее тесные творческие и личные отношения, — помещение артистического театра-кабаре “Дом артиста”. Эта его работа вызвала повышенный интерес в городе — и в связи с приключившимся по ходу её выполнения скандалом (см. рассказ Косарева), и благодаря своему высокому художественному уровню. Чернова, ссылаясь на свидетельство Цапка, пишет, что фонари, расписанные Косаревым, хвалили Маяковский, режиссёр Н. Н. Евреинов, художник Акимов и др. А вот как описывал открытие кабаре “Театральный Журнал” в № 6 за 1918 г.: “По стенам живопись кружка молодых художников “Семь плюс три”... Не слишком оригинально, но ярко и пестро... Особенно удались фонари: они оригинальны, хотя и несколько однообразна их чёрная “верблюжья” трактовка... [курсив мой. — В. Я. ]”.
Театральная работа этого года — оформление спектакля “Пан” Ш. Ван Лерберга (вновь совместно с В. Бобрицким).
Летом 1919 г., когда в Харьков вошли регулярные части Добровольческой армии, К. некоторое время прожил на загородной даче своих хороших знакомых сестёр Синяковых — вместе с Велимиром Хлебниковым, о котором рассказывает в интервью. А несколько позже, избегая мобилизации, уехал в Одессу.
В Одессе К. познакомился с Бабелем, благодаря которому получил работу в Губиздате. Приехавший в начале 1920 г. в Одессу из Киева Борис Ефимов, назначенный руководителем “Изагита” при ЮгРОСТА, назначил Косарева (когда “Изагит” разделился на две мастерские — плакатную и художественную) руководителем худ. мастерской. Вскоре, после отъезда Ефимова, К. возглавляет всю мастерскую ЮгРОСТА. Во время пребывания в Одессе (1920 — 1921 гг.) К. принимал участие также в расписывании агитпоездов и зала заседаний губревкома, в оформлении ул. Пушкинской к Конгрессу III интернационала, периодически оформлял спектакли (“Зелёный попугай” по А. Шницлеру — совместно с худ. Фазини 128 ; “Сверчок на печи” по Ч. Диккенсу — в театре “Красный факел”).
В июне 1921 г. возглавляемая К. мастерская ЮгРОСТА была переведена в Харьков. Продолжая ею руководить, он возобновляет свою работу в театре: его, Цапка и Акимова приглашают в первый на Украине театр для детей (созданный в марте 1921 на базе Харьк. высш. театр. школы). Кроме того, в 1921 — 1923 гг. К. у Н. Синельникова оформляет “Слугу двух господ” и в Народном доме — “Мещанина во дворянстве”. Среди лучшего оформления тех лет — макет и эскизы костюмов (темпера) к “Хубеанам” Р. Победимского (в 1932 г. были на Международной выставке декоративного искусства в США; “16 штук пропало, — сокрушался Б. В. в разговоре со мной, — остались только маленькие — с почтовую марку — цветные репродукции в каталоге”).
В 1923 г. К. становится членом Т-ва деятелей искусства (орг. по инициативе газеты “Вести” с целью атеистической пропаганды). Вместе с худ. В. Г. Меллером и давним товарищем Г. Цапком иллюстрирует альбом для Красной армии “Наука и религия”. За три года они изготовили ок. 150 плакатов, вошедших в альбом, выпущенный издательством “Червоний шлях”.
В 1928 г. К. принимал участие также в передвижной выставке ОСМУ (июнь-окт.; с. Каменское Запорожской обл., Запорожье, Днепропетровск) — в рамках “Всеукраинской юбилейной выставки, посвящённой 10-летию Октября” (1927 — 1928).
Лучшее оформление — к спектаклям: “За двумя зайцами” М. Старицкого, “Марко в пеклi” И. Кочерги (оба — 1928) и “Коммольцы” Л. Первомайского (1930) — в Харьк. Червонозаводском театре; “Соло на флейте” И. Микитенко (1932); “Мартин Боруля” И. Карпенко-Карого (1934) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко; “Скупой” Ж.-Б. Мольера (1937), “Івасик-Телесик” А. Шияна (1938) и “Бременские комедианты” бр. Гримм (1940) в Харьк. ТЮЗе; “Ярослав Мудрый” И. Кочерги (1946) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, — за этот спектакль Косарев был удостоен Сталинской премии 1-й степени за 1947 г.
Член СХУ с 1944. Многие годы преподавал в Харьковском художественно-промышленном институте (с 1952 — профессор). Единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1960-х гг.
Работы хранятся в музеях Италии, США, Франции, Югославии, России и Украины.
Репродукции: Семь плюс Три. Сб.-альб. — [Харьков: издание “Союза Семи”, 1918]. — 56 с., 200 экз.
[Репродукция:] В. Бобрицкий, Б. Косарев: “Пан”. Занавес 3 акта // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 23
Сборник нового искусства. — Киев — Харьков, 1919. — 24 с., fol.
Наука и религия. Альбом. — [Х.?]: Червоний шлях, 1926 (?) 129
М. В. Ч е р н о в а. Б. В. Косарєв: Нарис життя i творчостi. — К.: Мистецтво, 1969. — 67 с.
З и н о в и й Ф о г е л ь. Василий Ермилов 130 . — М.: Советский художник, 1975
Український авангард 20-х — 30-х років. Альбом. [1995?]
БОРИС КОСАРЄВ. Каталог 131 . — Х., 1999.
Из библиографии Б. В. Косарева :
М. Грей. 17-я выставка Товарищества художников // Южный край. 1914. 3 марта
М. Кин. Художественная выставка “Союза искусств” // Колосья (Харьков). 1918. № 2 — 3. С. 22
Письмо в редакцию [открытое письмо “Союза Семи”] // Колосья (Харьков). 1918. № 6 — 7. С. 23
Искусство в Харькове // Колосья. 1918. № 9. С. 13 — 14
Семь плюс Три. Сб.-альб. — [Харьков: издание “Союза Семи”, 1918]. — 56 с., 200 экз.
О книгах [о сб.-альб. “Семь плюс Три”] // Колосья. 1918. № 11. С. 15
Поль Даргиньи. Книжная полка [о сб. “Семь плюс Три”] // Театральный Журнал. № 7. Харьков. 22 декабря 1918. С. 13 — 14
Театральная хроника [об открытии “Дома артиста” и о росписи помещения членами “Союза Семи”] // Колосья. 1918. № 18. С. 14
Л. Викторов. “Дом артиста” [о росписи, в т.ч. о косаревских фонарях] // Театральный Журнал. № 6. Харьков. 15 декабря 1918. С. 10
Сборник нового искусства. — Киев — Харьков, 1919. — 24 с., fol.
М. Романовский. [О спектакле “За двумя зайцами” в Червонозаводском театре] // Харьковский пролетарий. 1929. 9 апреля
[Про виставу Червонозаводського театру “Ауа Гіджа” М. Я. Шестакова]: Реж. І. Земгано, худ. Б. Косарєв // Харківський пролетар. 1930. 24 травня
Прем’єра казки “Івасик-Телесик” в Харківькому ТЮГу [Реж. І. Гриншпун та О. Кінищина] // Красное знамя. 1938. 1 червня
О спектакле “Зыковы” М. Горького в Харьковском ТЮЗе, эвакуированном в Павлодар // Большевистская сталь. 1944, июнь
[О спектакле “Безталанна” в Харьковском ТЮЗе /Декорации Б. Косарева по эс-кизам А. В. Хвостенко-Хвостова] // Красное знамя. 1946. 10 березня
А. Петрицький. [Про Б. Косарєва] // Радянське мистецтво. 1947, 18 червня
Б. Косарєв. [Про спектакль “Ярослав Мудрий” в Харківському театрі ім. Т. Г. Шевченка] // Львівська правда, 1947, 10 липня
[Б. Ефимов о Б. Косареве] // Б. Ефимов. Сорок лет. — М., 1961. С. 53
Художники Харкiва. Довідник. — Х., 1967. — 176 с. — 2000 экз.
М. В. Чернова. Б. В. Косарєв: Нарис життя i творчостi. — К.: Мистецтво, 1969. — 67 с.
Б. Iнгор. Спiвавтор вистав. [Художник Б.Косарєв] // Соц. Харкiвщина. 1969, 25 вересня
Словник художників України. — К.: Голов. ред. УРЕ, 1973. — 272 с. — 10000 экз.
А. Попов. Высокое призвание художника: К 80-летию со дня рождения Б. В. Косарева // Красное знамя. 1977, 6 августа
Ю. Легенький. Театр без рампи: (До 90-рiччя Б. В. Косарєва) // Укр. театр. 1990. № 2. С. 24 — 26
М. Фёдоров. “...И зритель терял самообладание”: (К 95-летию со дня рождения харьковского художника театра Б. Косарева)// Событие. 1992, 19 августа
Л. Соколюк. Вшанування ювiляра: (До 95-рiччя з дня народження Б. В. Косарєва) // Укр. театр. 1993. № 4. С. 14, iл.
Л. Савицкая. Памяти мастера: Борис Косарев (1897 — 1994) // Слобода. 1994, 13 июля
А. Драк. Сценографія епохи Курбаса [в т.ч. про Б. Косарєва] // Український театр. 1997. № 2. С. 16.