Засл. деятель искусств РСФСР (1931). Член ВКП(б) с 1940. Окончил МУЖВЗ (1902), ученик С.М.Волнухина и П.П.Трубецкого. С 1903 участник выставок. В 1901-05 работал в керамической мастерской С.Мамонтова "Абрамцево", в 1906-07 совершенствовался в Париже. Член худ. об-в "Мир искусства", "Голубая роза", ОРС. С 1918 преподавал в петрогр. СВОМАСе, в 1932-48 - в ЛИЖСА, с 1939 профессор, в 1932-34 директор этого ин-та. Одноврем. в 1940-48 преподавал в Моск. худ. ин-те. Станковая и монументальная скульптура («В.Борисов-Мусатов», 1900 и надгробье Борисова-Мусатова в Тарусе, 1910; «А.Герцен», 1912; скульптурная группа «Октябрь», 1927; «Женская фигура», 1937; «А.Пушкин», 1938; «Автопортрет», 1939; «А.Чехов», 1945; статуя Пушкина, 1948-60), пластика малых форм и др. работы.
А. Т. Матвеев родился в Саратове. Учеба в рисовальном училище, любительская студия при Саратовском обществе изящных искусств, общение с талантливой творческой молодежью, в числе которой были ставшие впоследствии известными художниками В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, определили круг художественных интересов Матвеева, его устремления в искусстве. Свое мастерство он совершенствовал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899 - 1902), где учился у известных скульпторов П. П. Трубецкого и С. М. Волнухина.
Творчество Матвеева многогранно как по содержанию, так и по охвату жизненных явлений. Уже в ранних (1907 - 11) произведениях реалистически трактует натуру, противостоит модным в то время стремлениям к салонной изысканности скульптурных форм. многие из произведений этого периода были позднее использованы для декоративного убранства парка Кучук-Кое в Крыму, создав своеобразную пластическую сюиту в синтезе с окружающей природой.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Матвеев был в первых рядах деятелей искусства, ставших на сторону Октября. Выполняя ленинский план монументальной пропаганды, он работает над памятником К. Марксу, который был установлен в 1918 г. перед зданием Смольного (памятник не сохранился, так как был исполнен из временных материалов).
Простота, мужественность, устремленность в будущее были воплощены в этом скульптурном образе.
В начале 1920-х гг. по заказу Ломоносовского фарфорового завода Матвеев создает несколько произведений мелкой пластики (Кариатида, Купальщица и др.) совершенство пластики отличает эти работы. К 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции Матвеев создал скульптурную группу "Октябрь"; (1927, ГРМ), которая по своей смелости и новаторству стала важнейшей вехой в развитии советской скульптуры, она стала классикой нашего искусства. В этом произведении отражена романтика революции, победа свободного, раскрепощенного человека, показана несгибаемая мощь и единство рабочего класса, крестьянства и армии - защитника этого союза. Матвеев считал это свое произведение программным
Матвеев был выдающимся педагогом. За время многолетней плодотворной педагогической деятельности им воспитан большой ряд художников скульпторов, чье творчество оказало заметное влияние на развитие нашего искусства Огромные творческие усилия вложил скульптор в создание портретных образов лучших людей, в которых проявился русский самобытный характер. Одно небольшое перечисление расскажет о многом: А. И. Герцен, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Волошин, А. С. Пушкин (над образом поэта он работал не одно десятилетие), М. Ю. Лермонтов, А. М. Горький, А. П. Чехов, М. Н. Ермолова. Многие годы скульптор посвятил раскрытию образа В. И. Ленина как своего современника. В этой плодотворной работе воплощены лучшие достижения Матвеева - реализм, пластическое совершенство и психологическая проникновенност
Творческое наследие А. Т. Матвеева - образец высокого мастерства, вдохновенного служения советскому народу и его искусству.