войти
опубликовать

Бартоломеус ван дер
Гельст

Нидерланды • 1613−1670

Бартоломеус ван дер Гельст (Бартоломеус ван дер Хелст, нидерл. Bartholomeus van der Helst; ок. 1613, Харлем — 16 декабря 1670, Амстердам) — голландский живописец и гравёр, известен как портретист.

Гельст, сын трактирщика, родился в Харлеме. В связи с женитьбой перебрался в 1636 году в Амстердам, прожил там всю жизнь и никогда не выезжал из Голландии. Возможно, живописи учился ещё в Харлеме, но неизвестно, кто преподал ему первые уроки (биографических данных о Гельсте вообще крайне мало). Считается, что в Амстердаме Гельст учился у крупного художника начала XVII века Николаса Элиаса Пикеноя. Достоверно неизвестно, учился ли он у Рембрандта, жившего в Амстердаме в одно время с ним, но Гельст усвоил некоторые приёмы портретного стиля Рембрандта, а также Халса.

 

1637 годом датируется первая известная картина Гельста — портрет четырёх членов попечительского совета Валлонского приюта. Стилистически картина близка произведениям Элиаса. К Гельсту быстро пришла слава, у него появились ответственные заказы. Основными его клиентами стали представители городской верхушки, основными сюжетами — празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций. В 1642 г. художник написал портрет бургомистра Андреса Бикера с женой и сыном.

Шестью годами спустя создан шедевр Гельста — огромный групповой портрет «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора». В этом полотне талант автора ярко проявился в создании гармоничной многофигурной композиции, при этом все изображённые персонажи индивидуальны и легко узнаваемы. Эта картина находится в Амстердаме там же, где и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками по их произведениям. Долгое время это полотно считалось равным «Ночному дозору». Джошуа Рейнольдс, посетивший Амстердам в 1781 г., сравнивал эту картину со всеми виденными им ранее портретами и нашёл в ней наивысшее воплощение всех тех качеств, которые должны быть присущи идеальному портрету. Стоит заметить, что, хотя слава Гельста зиждется в первую очередь на портретах, он создавал ещё и картины исторической, библейской и мифологической тематики.

Ко времени переселения Гельста в Амстердам Рембрандт был в зените славы. Однако всё большую популярность завоёвывал изящный стиль ван Дейка, и одним из представителей этого стиля, желая угодить общественным вкусам, стал Гельст. В течение 1640-х гг. художник сделался ведущим портретистом Амстердама и затмил даже Рембрандта. Проработанные в деталях, утончённые портреты Гельста, которые к тому же слегка приукрашивали портретируемых, нравились публике больше, чем поздние работы Рембрандта, становившиеся всё более серьёзными, отмеченными глубоким самоанализом. При этом Гельст относился к числу тех живописцев, которые умели угождать требованиям высокопоставленных заказчиков, оставаясь на позициях реалистического искусства. Живописная техника его была отточенной и виртуозной: он умел в совершенстве воспроизводить материальную достоверность вещи, непринуждённость позы и жеста модели.

 

В 1654 году Гельст стал одним из основателей гильдии св. Луки. Окружённый почётом, ни в чём не нуждаясь, художник до конца жизни жил в Амстердаме и занимался образованием своего сына, Лодевейка ван дер Гельста, который, впрочем, оказался довольно посредственным живописцем. Среди других его учеников также не нашлось таких, которые заслужили бы внимание потомства.

 

При жизни влияние Гельста (а точнее — его стиля) на других художников было значительным. Такие ученики Рембрандта, как Фердинанд Боль и Говарт Флинк, ради этой модной в то время манеры живописи отошли от стиля своего наставника. Величие Гельста как живописца признавалось и следующем столетии. До сих пор он занимает в голландской школе высокое место; по точности портретов и удачному подбору колорита его ставят непосредственно после ван Дейка. Но в целом художнику всегда не хватало глубины и значительности в передаче человеческого образа. Именно это не позволило его произведениям стать рядом с портретами Рембрандта и Халса, хотя большинство современников считало, что Гельст превосходит их обоих. К известным произведениям Гельста относятся «Портрет проповедника», «Семья Репмакер», «Три арбалетчика», «Портрет молодой принцессы и её кормилицы», «Портрет Паулюса Поттера», «Портрет художника Флинка», «Представление новобрачной родителям новобрачного», «Новый рынок в Амстердаме» (последняя картина по содержанию необычна для художника, так как в ней играют главную роль съестные припасы).

Перейти к биографии