войти
опубликовать

Луи
Вальта

Луи Вальта (фр. Louis Valtat, (1869 - 1952) – французский художник-постимпрессионист, видный представитель и один из зачинателей фовизма.
Луи Вальта родился в 1869 г. в Дьеппе. Затем его семья пребралась в Версаль, где он и получил образование в местном лицее. Он продолжил свое художественное образование в Школе изящных искусств, а затем в Академии Жюлиана (Académie Julian), где он познакомился и подружился с Альбером Андрэ и Пьером Боннаром. В 1890 г., он выиграл академическую награду Jauvin d’Attainville, а в 1893 г. впервые выставился в Салоне Независимых (Salon des Artistes Indépendants). В конце 1894 г., Вальта совместно с А. Тулузом-Лотреком делал декорации для театра L`Oeuvre. Одновременно, его работы (гравюры и картины) были показаны в Salon des Cent. В 1895 г. Вальта написал несколько картин, которые были затем выставлены в Салоне независимых в 1896 г., где их заметил критик Феликс Фенеон и упоминал в своей статье в журнале «Ревю Бланш». По стилистике эти работы предвосхищали нарождающийся фовизм, который зрители возмущенно не приняли как тогда, так и почти десять лет спустя на Осеннем Салоне (Salon d’Automne) 1905 г.
С середины 1890-х гг из-за приступов туберкулеза большую часть времени Вальта жил на юге Франции (1897–1914). Однако, начиная с зимы 1897-98 гг., он завел обыкновение проводить зимний сезон в Агее, маленькой рыбацкой деревне близ Сан-Рафаэля, а позже в Антеоре, в десятке километров от Агея. В марте 1899 г., Поль Синьяк организовал коллективную выставку в Галерее Дюранд-Руэля, где Вальта представил двадцать картин, под общим названием Notations d’Agay, 1899. В 1900 г. Амбруаз Воллар заключил с ним (благодаря рекомендации Ренуара, с которым Вальта был дружен) контракт на покупку всех его картин в течение последующих 10 лет.
Живя далеко от Парижа, тогдашнего центра европейской художественной жизни, Вальта, тем не менее, «не выпадал из темы» - Воллар посылал его работы на выставки, которые проводились как в Париже, так и за пределами Франции. Так, художник принял участие на Брюссельской выставке La Libre Esthétique в 1900 г., где он представил картины «Люксембургский сад» и «Бульвар Сан Мишель». Он также был представлен на экспозиции Gebaüde der Secession в Вене в 1903 г., в дрезденском Kunst Salon Ersnt Arnold в 1906 г., на выставках в Берлине, Праге и Будапеште, в также на московской выставке 1908 г., проводившейся в Третьяковской Галерее, благодая которой русский коллекционер Иван Морозов купил у Вальта (через Воллара) несколько его картин.
Однако же, самой резонансной за этот период, без сомнения, стала выставка 1905 г. в Осеннем Салоне, где картины молодых живописцев, прозванных, фовистами (les fauves – фр.: дикие звери - эмоциональная характеристика критика Луи Воселя, данная им под впечатлением от увиденного), вызвали взрыв негодования французской публики и критики, которые, очевидно, полагали, что ничего «хуже» импрессионизма, неоимпрессионизма и постимпрессионизма (с которыми они как-то уже примирились) быть уже не может.
В 1914 г. Вальта вернулся в Париж, он обосновался на авеню Ваграм, где у него была мастерская. В этот период он черпал вдохновение, бывая в Булонском лесу (распростаненный мотив его работ). Весной и летом он любил выезжать на северное побережье в Нормандию – для пленерной работы. В 1924 г. художник приобрел дом в Шуазеле (в долине Шеврёз), где проводил большую часть года. Знаменитый сад (по творческому воздействию подобный знаменитому саду К. Моне в Живерни), разбитый художником около своего дома, стал источником вдохновения для многих его живописных произведений, равно как цветы и фрукты, которые он выращивал. К тому времени, Вальта приобрел официальное признание и в 1927 г. получил звание кавалера Почетного Легиона.
В период немецкого вторжения 1940 г. и последующей оккупации у Вальта начались серьезные проблемы с глазами (глаукома), он редко оставлял свою студию на авеню де Ваграм, где и создал свои последние работы датированные 1948 г. Умер художник в 1952 г. в Париже.
Перейти к биографии