войти
опубликовать

Альберт Якобс
Кейп

Нидерланды • 1620−1691

Биография и информация

Голландский живописец и офортист. Учился у своего отца Я. Кейпа. Испытал влияние Я. ван Гойена, С. ван Рейсдала, живописцев итальянизирующего направления. Путешествовал по Голландии, работал в Дордрехте. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые и библейские сцены; почти не датировал свои произведения. Наиболее известны его построенные на тонких красочных и световых соотношениях виды моря, изображения природы в разное время дня, а также пейзажи с животными. Ранняя, близкая к Я. ван Гойену монохромная гамма сменилась в конце 1640-х более теплым, в духе итальянистов, золотистым колоритом и праздничной приподнятостью образов. Особенно удавалась художнику передача солнечного дня, прозрачной воздушной среды, неба с клубящимися светлыми облаками, контраста темных массивных форм переднего плана и дымчатых далей. В начале 1660-х зрелый стиль Кейпа, в котором нарастают черты театрализации, переживает упадок; художник постепенно отходит от пейзажного жанра.

Не так давно установлено, что Альберт Кейп родился в 1620, а не в 1605 г., как утверждается в некоторых источниках. И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец – Якоб Герритс Кейп – был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном. Но к этому времени Кейп-младший уже создавал и самостоятельные произведения. Трудно сказать, были ли у Альберта другие учителя. Версия, что пейзажной живописи художник обучался у ван Гойена, пока подтверждений не нашла. Во всяком случае, творчество последнего заметно отразилось на произведениях Альберта Кейпа, в особенности ранних.

 

Кейп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи. До начала 1640-х гг., в период, вошедший в историю искусства как тональное направление в нидерландской живописи, художник писал чаще всего картины малого формата, главная тема которых – виды родной Голландии, с фигурами и животными. В цветовой гамме преобладают охристые и зеленовато-коричневые цвета.

 

В середине 1640-х гг. всё явственнее становится влияние утрехтского мастера Яна Бота. К этому времени Бот вернулся из Италии, привезя с собой стиль итальянской школы. Некоторые исследователи полагают, что Кейп бывал в Утрехте и лично общался с Ботом, а через его произведения опосредованно познакомился с художественными открытиями великого французского пейзажиста Клода Лоррена. Вторая половина 1640-х и 1650-е гг. – время создания лучших картин Кейпа. В этот период пишутся безмятежные виды берегов Мааса и Вааля возле Дордрехта, с лодками, плывущими по речной глади, стада, расположившиеся на отдых на фоне вечереющего неба, рейнские ландшафты с группами всадников или крестьян.

 

Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, сияющего полдня, золотого вечера. Он с удовольствием запечатлевал теплоту летнего или осеннего неба, янтарную дымку, обволакивающую окрестные холмы, отражения в сонной воде. Солнечный свет на его полотнах разливается по картине, то и дело выхватывая какую-то небольшую деталь панорамы. Травинка, волосы конской гривы, рог склонившейся над ручьём коровы, шляпа крестьянина – всё купается в желтовато-охристом сиянии. Лучи света отражаются и преломляются предметами, словно гранями бриллианта, и сами предметы как будто растворяются в лучах света. Учителем Кейпа в таких случаях являлась сама природа, и в изображении света Кейп считается предшественником Вермеера. Иногда Кейп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.

 

Деятельность Кейпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом реформистской общины, в 1682 вошёл в состав суда. Вообще, складывается впечатление, что его больше ценили за общественные, а не творческие заслуги, хотя художник и получал заказы от влиятельных горожан.

 

Сохранилось мало сведений о деятельности мастерской Кейпа. Известно, что его учеником был Барент ван Калрат, и, возможно, его брат, Абрахам ван Калрат, который настолько скрупулёзно следовал живописной манере Кейпа, что позднее последнему приписывались многие картины Абрахама, тем более что инициалы в подписях на их полотнах одинаковы – «А. К.».

 

Документальных свидетельств о том, что Кейп куда-либо выезжал из Дордрехта, нет, но судя по местностям, изображённым на его пейзажах, он скорее всего путешествовал по Голландии, бывал в верхней части Рейна, возможно, в Вестфалии. В 1658 г. художник женился на Корнелии Boschman, богатой вдове военного моряка Йохана ван де Корпута, происходившего из уважаемого в городе семейства. У жены к тому времени уже было трое детей, а годом позже она родила Альберту дочь. После женитьбы творческая деятельность Кейпа практически сошла на нет – видимо, по причине активного участия в церковных делах (Корнелия была очень набожной), а может быть, из-за отсутствия финансовых трудностей. Жена умерла в 1689 г., и последний год своей жизни Кейп жил у своей дочери и её мужа, владельца пивоваренного завода. Под конец жизни Кейп создавал мало картин. Умер он в 1691 г. и похоронен в августинской церкви в Дордрехте.

 

Кейп не был особенно ценим при жизни, что совершенно не препятствовало ему писать так, как он считал нужным, быть старательным или небрежным – как ему хотелось, вообще, следовать на своём свободном поприще мгновенному вдохновению. Первыми, кто в XVIII в. открыл всю его значимость как художника, были англичане, и неудивительно, что большая часть творческого наследия Кейпа сосредоточена в Великобритании. Увлечение Кейпом достигло таких масштабов, что в скором времени в самих Нидерландах не осталось сколько-нибудь значительных творений художника. У него появились подражатели и последователи, такие как Абрахам ван Стрей и его брат Якоб. Среди известных работ Кейпа можно назвать картины «Королевская охота», «Стадо на водопое», «Выезд на прогулку», «Прогулка», «Прибытие Морица Нассауского в Схевенинген», «Вид окрестностей Дордрехта», «Вечера», «Пастбище», «Отъезд», «Возвращение», «Охотник», «Коровы», «Коровница», «Лошади у конюшни», «Закат солнца», «Вход на постоялый двор». Художник также оставил ряд гравюр и множество рисунков – зарисовок с натуры, которые, сами по себе являясь законченными произведениями искусства, служили художнику в его мастерской подспорьем в создании живописных работ. В творчестве Кейпа так полно собраны все стороны голландской жизни, особенно сельской, что уже его размаха и разнообразия вполне достаточно для того, чтобы придать ему значительный интерес. Пейзажи, море, лошади, скот, люди любого круга, начиная с праздных богачей и вплоть до пастухов, маленькие и большие фигуры, портреты, птичьи дворы – на всё это распространялись любознательность художника и его талант. Кейп больше, чем кто-либо, употребил свой дар, чтобы расширить поле наблюдений над своей страной, расширяя тем самым и пределы её искусства. Но при этом умении превосходно писать во всех жанрах Кейп сам не создал ни нового жанра, ни нового искусства. С его именем не связана та особая манера видеть, чувствовать или писать, которая позволяет сказать: это – Рембрандт, это – Паулюс Поттер или Рёйсдаль. Несмотря на такую оговорку, он занимает очень высокое место в списке своих современников, и, если бы Кейпа не было, голландская школа лишилась бы великолепных произведений.