войти
опубликовать

Иван Яковлевич
Вишняков

Россия • 1699−1761

Биография и информация

Русский портретист XVIII века, был учеником французского живописца Луи Каравакка.

Кроме портретов Вишняков писал картины на религиозные темы.

Вишняков - мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.

И. Я. Вишняков был учеником Л. Каравакка, французского живописца, приглашенного Петром I в Россию. В 1730-е гг. работал в "живописной команде" Канцелярии от строений под руководством А. М. Матвеева, место которого занял после его преждевременной смерти в 1739 г. Из обширного наследия Вишнякова до нас дошли лишь некоторые портреты.

Творчество Ивана Яковлевича Вишнякова связано с Санкт-Петербургом, куда он прибыл в числе «мастеровых людей», привлеченных для строительства и украшения новой столицы. В противоположность своим старшим современникам И. Никитину и А. Матвееву Вишняков не учился за границей — его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи допетровского времени.

В двадцать восемь лет художник имел чин «молярного» (живописного) подмастерья. Впоследствии он получил звание мастера «для письма икон и портретов». В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального».

Вишняков получил признание, главным образом, как портретист. Утонченность образа, теплота настроения, отсутствие манерности, серебристый колорит — таковы характерные черты его художественной манеры.

«Значение Вишнякова в русском искусстве состоит в том, что он как бы сконцентрировал в себе то общее, что есть и в других художниках его времени: Антропове, Аргунове, Мине Колокольникове, Сердюкове, Молчанове, Островском, в тех многочисленных анонимах, которые все чаще предстают теперь на выставках произведений XVIII в[ека] под условным названием „художники середины XVIII столетия“, — общность мироощущения, восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства. Гармоничное соединение всех этих качеств делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из самых ярких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой являлась в России середина XVIII в"

Вишняков - мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки.

Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во "взрослое" платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.